Несколько дней назад в нашей общине произошло радостное событие — еврейская свадьба.
Конечно же, возник вопрос: как объяснить современному человеку еврейское искусство семейной жизни? Вопрос далеко не праздный, в современном мире все актуальнее стоит проблема не только создания, но и сохранения семьи, а еврейский опыт требует правильного понимания.
Выделим из этой большой темы несколько ключевых аспектов.
В русском языке для неженатого человека есть очень точный термин — «холостой». В человеке что-то происходит (двигатель крутится), а реального опыта семейной жизни (сцепления) еще нет. Большинство людей входят в непростой опыт семейной жизни, вооружившись только здравым смыслом и подстегиваемые инстинктами.
Наша традиция говорит, что муж и жена должны часть своей жизни провести без физической близости. Более того, после первой брачной ночи мужу и жене также запрещается физическая близость (примерно полторы недели). Современный человек сразу возмутится: а как же медовый месяц, где главная радость жизни?!
Взаимоотношения между людьми имеют несколько «зон» связи (сцепления). Кроме физической близости, существуют — эмоциональная, интеллектуальная, духовная.
Сразу после свадьбы все эти «зоны» находятся все еще в «холостом» режиме, т. е. настоящее «сцепление» между молодыми мгновенно не возникает.
И очень важно понять, что мы должны постепенно включить все эти «зоны» в работу, чтобы связь становилась все более крепкой.
Как известно, физическая связь возникает очень быстро благодаря инстинкту.
А сейчас — главный секрет. Говорят ученые, что в человеке романтические отношения существуют около двух лет. И если к концу этого времени не заработают другие «механизмы сцепления», то система неизбежно развалится.
А как научиться включать более глубокие «зоны», если «романтика» очень сильно их вытесняет?
Наша традиция говорит, что необходимо после первой ночи «насильно» на время отключить инстинктивную силу физического влечения, чтобы дать возможность с самого начала параллельно раскрыться более тонким, но долго живущим зонам связи.
Одним из самых разрушающих факторов для семьи является перенос потребительской психологии в сферу межличностных отношений. Современное общество стимулирует человека покупать больше товаров (для развития экономики). Как только я приобрел что-то, общество убеждает меня, что мое приобретение устаревает уже с момента покупки и надо стремиться к более новой, продвинутой, современной модели. Это хорошо для здорового рынка, но убийственно для отношений между людьми.
Не осознавая этого, человек подсознательно переносит эту модель на супруга. И, видя других, более молодых и менее «распробованных», человек начинает искать повод «сменить» модель. Для выстраивания семейных отношений необходима схема — «инвестор».
Когда человек вкладывает нечто в объект отношений (а не только потребляет), то ценность такого объекта в его глазах растет. Чем больше вложил, тем ценнее. Это предельно полезный процесс в развитии отношений. Чем больше я отдаю своему супругу, тем больше я к нему привязываюсь. И соответственно, такая семья «обречена» на долгую счастливую жизнь.
Вернемся к медовому месяцу. Само название говорит нам, что если все виды взаимоотношений между людьми уподобить блюдам трапезы, то физическая близость — это десерт. А теперь проведем эксперимент: разложим на столе одновременно все блюда и предложим ребенку выбрать самому. Он, конечно, потянется к сладкому. И появятся две проблемы: во-первых, он так и не захочет есть все остальное, а во-вторых, очень скоро неограниченное потребление сладкого приведет к тому, что он и на сладости смотреть не сможет.
Это иллюстрация начала семейной жизни. Умный родитель даст сладости только в конце еды и небольшую порцию. Молодожены — как дети в своем семейном опыте. Поэтому мы так чтим еврейскую мудрость, которая опирается на знание глубинной природы человека. И хотя эти правила не гарантируют семейного счастья, нужна наша работа, а еврейские ограничения помогают нам создать оптимальные условия для этой работы. n