— Рав Элиягу, здравствуйте! Что нужно выбрать в жизни — иудаизм (быть евреем) или семью?
Вот, наконец-то, решился Вам написать об одном очень тревожащем меня уже несколько лет вопросе. С надеждой, что Вы услышите, и Ваша мудрость приоткроет врата Истины. Так получается, что я хочу, но не могу быть настоящим евреем. Есть зацепки, но их недостаточно, проблема с документами, а точнее, с родственниками. Хотя мог бы и доказать, так как сестра моей мамы уже более 25 лет живет в Израиле. И в старой версии теудат зеут (израильское удостоверение личности) у неё была запись, что она еврейка. К тому же я знаю, что у её дочери (т.е. моей двоюродной сестры) была хупа, а через несколько лет развод с гетом. У моей мамы документов, подтверждающих еврейство, нет и не будет. Израиль и евреи ей до лампочки. Израильская родня наотрез (все они светские люди, выходцы из СССР) отказываются предоставлять документы, чтобы помочь мне подтвердить еврейство, сделать брит милу (обрезание) и начать жить, как еврей. Для себя я решил, что для чистоты мне необходимо пройти гиюр.
Я женат, и у меня трое детей до 8 лет. Моя жена фанатка христианства. Дело в том, что она из народа, который тоже имеет очень древние корни и который первым в мире принял христианство. Она молится и поклоняется тому, в кого верят христиане. Все это она принимает близко к сердцу и как истину в последней инстанции. Все мои разнообразные попытки привлечь её внимание к красоте еврейской жизни разбились вдребезги. Мы с ней неоднократно обсуждали вопросы религиозного единства в семье. Я даже в пример приводил истории праматерей еврейского народа, утверждая, что они во многом принимали точку зрения мужа и стояли за семью. Но нет, нет, нет! Видимо такова воля Творца! Моя вторая половина не откажется от своей веры и гиюр проходить не будет. Она даже не против пойти на развод в случае, если я буду её досаждать еврейской жизнью. Ну и что дальше? Тривиальный ответ Вы знаете. Или мне не быть евреем и быть с семьей, или быть евреем и не с семьей! Все очень печально, серьезно и не просто! Меня беспокоит вопрос наказания Свыше, если я брошу семью. Вдруг на Небесном суде это будет отягчающее обстоятельство? Может быть, за отказ от семьи человек лишается доли в грядущем мире? Может, если бросить семью, то это будет экстремальная точка духовного спуска, с которого уже не подняться (евреем я стану, но только в глазах других людей, а на самом деле перед Творцом?) К тому же, совсем не хотелось бы оказаться еще одним мерзавцем, так как в своё время со мной аналогичным образом поступил отец, который бросил нас с матерью. А тут есть шанс исправить и дать своим детям радость иметь отца.
К тому же, я у мамы один, а тут — трое моих любимых детей. Я чувствую большую ответственность перед семьей. Больно осознавать последствия, когда дети остаются без папы. Может быть, это мне испытание, в котором Творец меня проверяет, а потом предъявит мне счет и скажет: ну что, оболтус, Я дал тебе красивую жену, возможность вместе радоваться и воспитывать детей, а ты, идиот, опять все испортил! Был бы я не верующим человеком — вопросов нет. Но я уже пропитался духом иудаизма, проникся еврейскими ценностями и мировоззрением. И в одиночку трудно! Хотелось бы семейной поддержки. Я не представляю жизни без Творца! Да и без этой идеи уже как-то не получается. Еще раз повторю вопрос: что выбрать в жизни — еврейство или семью? Подскажите, пожалуйста, правильное решение! Заранее благодарю Вас, рав, и очень буду ждать ответа.
Тимур, Россия
— Из содержания Вашего письма складывается мнение, что по рождению Вы, скорее всего, еврей. Просто доказательства этому Вам получить трудно. И, оценив свою ситуацию, Вы пришли к правильному, пожалуй, выводу о гиюре. Но это, конечно же, дело серьезное. Действительно ли Вам нужен гиюр, и насколько Вы для него созрели?
Со своей стороны, я, анализируя составленные Вами тексты (это не первое Ваше письмо на сайт, и я отвечал Вам не раз), в которых Вы всегда задаете вопросы по существу, в чем обнаруживается глубина и основательность Ваших размышлений — склоняюсь к тому, что Вы внутренне готовы начать этот процесс. И думаю, что это для Вас будет правильным шагом.
А теперь сразу же перейду к основной части Вашего письма — к семейной проблеме. Можно и нужно ли жить с женщиной, матерью Ваших детей, у которой совершенно иной взгляд на жизнь, нежели у евреев (изложенную Вами ситуацию по отношению к жене воспринимаю как данность и здесь не обсуждаю). И в свете этого — можно и нужно ли воспитывать детей в обстановке, кардинально противоречащей нашему взгляду на мир?
Под общей крышей, как мне представляется, это невозможно, да и бессмысленно. Если все так, как Вы описываете, ради Вас и ради Ваших детей, совместную жизнь нельзя продолжать. Перенесенная Вами в детстве тяжелейшая травма, когда Ваш отец бросил Вас, казалось бы, усугубляет ситуацию. Но, как ни странно это, быть может, прозвучит, именно это сейчас может помочь Вам поступить правильно. Вы на себе испытали, что бывает, когда отец бросает ребенка (или детей). Стало быть, Вы хорошо понимаете, как поступать не надо. А как надо? В подобных случаях следует отчетливо, глубоко усвоить, что, разводясь с женой, отец не разводится со своими детьми. То есть он продолжает все время, буквально ежедневно, поддерживать с ними контакт. Конечно же, в соответствии с их возрастом и с учетом всевозможных сторон внешних обстоятельств. Иногда это подразумевает ежедневные телефонные разговоры, встречи каждую неделю или, допустим — раз в две недели, их пребывание в отцовском доме (когда-то — по нескольку часов, когда-то — по нескольку дней, а в каникулы — и недели). Нужно помнить, что, по большому счету, у отца и у матери ребенка, вплоть до его совершеннолетия, одинаковые права на формирование его личности. Впрочем, когда он станет совершеннолетним, самостоятельным, ему тоже понадобятся отцовское влияние, отцовские советы и при необходимости — помощь. Понятно, что в жизни может быть бесчисленное количество возможностей и вариантов. Многое, как очевидно, зависит и от «другой стороны». В частности, от того, насколько реальна кооперация с ней. Не надо быть пророком, чтобы предвидеть, что ситуация в любом случае будет болезненной, в некоторых случаях — очень, очень болезненной. Но зато такой путь решает главную проблему — предоставляет возможность вырастить детей достойными людьми, а детям, начиная со школьного возраста и далее, всю жизнь гордиться своим отцом, понимать его и уважать принципы, на которых он строит свою жизнь. Существует немалая вероятность того (но это, разумеется, не гарантировано), что дети выберут путь, по которому идет их отец. Так что, как видим, предложенный здесь проект, хоть и весьма продолжительный и сложный, как, собственно говоря, и сама жизнь, зато правильный. И еще, конечно же, следует попутно отметить, что его осуществление может внести коррективы и в поведение Вашей жены, матери Ваших детей. И тогда, возможно, процесс реализации этого проекта станет чуть легче для Вас, а в целом, в каком-то смысле — прекраснее.
Отвечал рав Элиягу Эссас