Продолжение. Начало в № 759
Далеко не всё из предельно сжатого библейского текста мы способны расшифровать. Надо учесть, что Тора была дана евреям более трех тысяч лет назад и поэтому должна была быть изложена на том языке и с тем запасом слов, которые были приняты в то время. Тогда не было таких понятий, как атмосфера, космос, водород, плазма и т. д. Поэтому небо в Торе часто обозначается словом, близким к тому, как, глядя вверх, его воспринимали люди ранних цивилизаций — твердый свод, небосвод («И назвал Б-г свод небом»); протопланеты объединены словом «земля», т. е. словом, обозначающим то, что из этих протопланет в конечном итоге образуется. Их зародыши — сгустки водородной плазмы названы наиболее близким к водороду («рождающий воду») словом «вода», котороя, кстати, и образуется из водорода. Таким образом, терминология Торы составлена так, что она может быть принята и древним, и современным человеком. В некоторых случаях необходимые пояснения будут приведены мною по мере изложения текста. «Дибра Тора келашон бней Адам» — «Тора говорит языком, доступным человеку» (д-р Й. Герц, гл. раввин Британской империи, 2004).
Остановимся на понятии, которое всегда вызывает вопросы, — это сотворение мира за шесть дней (с воскресенья по пятницу). Действительно, во всех переводах Торы с древнееврейского святого языка, указан именно этот период — Шесть дней. Однако приведенное в оригинале слово «йом» (которое в бытовом иврите переводится как «день»), на иврите в Торе может означать и день, и сутки, и период. Сам Автор Торы (Брейшит 2:4), обобщая описание всего периода творения, говорит: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, во время («йом») создания Господом Б-гом земли и неба», то есть здесь слово «йом» сам Автор применяет как «время создания», т. е. за период создания земли и неба. Характеризуя состояние человечества в период до потопа, в Торе (Брейшит, 6:5) написано: «И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и все побуждения помыслов сердца его лишь зло во всякое время (йом)». Другими словами, и здесь слово «йом» означает «во всякое время», а не день. Или: «И все колодцы, которые выкопали рабы отца его, во дни отца его, Авраама («йомей», — период жизни), засыпали плиштим и заполнили их землей» (Брейшит, 26:15).
Более того, понятие «йом» в смысле «день, сутки» появилось в Торе только на четвертый «день» (период) творения, когда были созданы Солнце и Луна, отделяющие дни друг от друга: «Да будут светила на небосводе, чтобы отделять день от ночи, они и будут знамениями и для времен, и для дней и годов» (Брейшит, 1:14). Дo этого понятий «день» (ночь, сутки, год) просто не существовало, они появились только на четвертый «день» (период) творения. Поэтому шесть дней творения можно понимать как шесть периодов сотворения мира.
Не менее вероятно, что слово «йом» надо понимать буквально, как «день» или «сутки», ибо, во-первых, для Б-га нет ничего невозможного и, во-вторых, время в те времена не совпадало с нашим. Время зависит от скорости: чем выше скорость движения объекта, тем медленнее протекает в нем время. При образовании Вселенной скорость частиц приближалась к скорости света и каждые сутки, «пережитые» тем миром, соответствовали миллиардам лет по нашему сегодняшнему земному измерению. По расчетам американского физика профессора Г. Шредера, если для наблюдателя, который находился в момент Большого взрыва в его эпицентре, прошло шесть дней, то этот же период продолжался миллиарды земных лет.
Кроме того, отсчет лет, то есть первый и каждый последующий новый год, и общий отсчет лет от Сотворения мира по Торе производится не с первого дня творения, а с завершающего весь процесс, шестого — дня создания человека. С этого дня начинается первый год и история человечества. «Сотворение мира, — пишет Любавичский Ребе Менахем М. Шнеерсон, — продолжалось шесть дней — с 25 числа месяца Элул по 1-й день месяца Тишрей, когда был создан человек, и годовщина Сотворения мира отсчитывается не от первого, а от шестого дня — дня «рождения» человека». Но тогда, в библейское летосчисление первые пять дней не входят вообще, а именно этот начальный период после Большого взрыва мог продолжаться десятки миллиардов наших лет. Я уже не говорю, что наш год — это период вращения Земли вокруг Солнца, а его в первые «дни» (как утверждает Тора и полностью подтверждает наука) еще не было вообще и поэтому «день» мог длиться бесконечно. Отсюда очевидна мудрость Торы и иудаизма в целом, которые начинают исчисления лет с периода, в котором время приближается к нашему астрономическому времени.
Продолжение следует
У меня есть идея, что в книге Genesis в главе 1 с 5 текста (вторая ее часть) по 31 текст напрашивается, возможно более точный перевод слова «йом» с иврита на русский и он звучал-бы так: » и были вечера и были утра: дни первые» и т.д. . А это уже указывает на длительные (тысячи, миллионы и миллиарды лет). периоды творения солнца и земли (с ее плотной, тогда еще не прозрачной атмосферой)… 3-й текст: «и сказал Бог: да будет свет.» — образование ядерного синтеза только нашего планетарного масштаба… По моему мнению до начала творения земли глава 1/1 уже существовала вселенная а значит и материя и свет…
На мой взгляд, слово «йом» с большой натяжкой можно считать периодом. Можно ведь совсем по другому перевести «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, во время («йом») создания Господом Б-гом земли и неба». Например, не во время создания, а в день создания Б-гом земли и неба. Или «И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и все побуждения помыслов сердца его лишь зло во всякое время (йом). Не во всякое время, а любой день (т.е. ежедневно, каждый Б-жий день). Что касается творения Солнца на четвертый день, то и здесь, смотря как посмотреть… Тора говорит о том, что Б-г творит в первый день, во второй и т.д. Т.е. Б-г уже определил периоду суткам (24 часа), а затем создал счетчик времени -Солнце. Это примерно тоже самое, что сначала ведется водопровод, а затем на него вешается водомер, а не наоборот. Но интересно другое, если даже вести начало отсчета человечества от шестого дня творения, человечеству никак не больше 7500 лет… Т.е. невозможно это втиснуть в рамки теории эволюции и в теорию Большого взрыва. Надо понимать то, что Теория большого взрыва это всего лишь теория, рожденная безбожным сознанием. Ну, нет в уме атеиста аксиом мышления, которые позволили бы ему мыслить иначе. Если атеист верит в то, что Б-га нет, как ему ответить на вопрос «как появился этот мир?». Он логически приходит к мысли, что он появился сам… и развивался сам. А откуда же ему появиться? Теория Большого взрыва очень хорошо ложится в эту систему ценностей.