Завершился первый этап реконструкции синагоги Острога — одной из древнейших в Европе. Примечательно, что здание — памятник архитектуры — восстанавливается усилиями практически одного человека — депутата Острожского городского совета, члена Координационного совета Ваада Украины Григория Аршинова.
За несколько месяцев разрушавшийся на глазах храм выведен из состояния руин, в которых опасно находиться. В синагоге, возраст которой от 500 до 600 лет, полностью восстановлена кровля, барочные фронтоны, укреплены оригинальный каменный свод и перекрытия. С разрешения мэрии установлены прожекторы, поэтому один из главных исторических памятников Острога уже освещается по ночам.
Сейчас в райцентре проживает всего 15 000 человек, а когда-то город был пятым по величине на территории современной Украины, уступая только Киеву, Львову, Луцку и Каменцу. Здесь в 1576-м было основано первое в Восточной Европе высшее учебное заведение — Греко-Славяно-Латинская академия, здесь два года спустя первопечатник Иван Федоров издает свой знаменитый “Букварь”, а вскоре и первую Библию на церковнославянском языке.
В конце XVIII века город становится одним из крупнейших центров хасидизма, а с начала XIX столетия вплоть до Холокоста большинство его населения составляли евреи. Знаменитая синагога, раввином которой много лет был выдающийся комментатор Талмуда Шмуэль Эдельс (Махарша), олицетворяла собой оплот еврейской учености. В прошлом году одна из улиц, прилегающих к синагоге, переименована в улицу имени Эдельса. Что касается самой синагоги, то закрытая Советами в 1939-м и разрушенная нацистами в 1941-м, она бы разделила судьбу “Золотой Розы” во Львове, от которой сохранились фрагменты одной несущей стены, если бы не Аршинов, на собственные средства начавший восстановительные работы.
Это не осталось незамеченным чиновниками Управления культуры Ровенской областной администрации, напомнившими в официальном письме энтузиасту, что “забезпечення охорони пам’яток історії та культури, організація реставрації” и прочая и прочая — это сфера их прямой ответственности. Очень уместное замечание, учитывая, что еще недавно на перекрытии памятника архитектуры рос лес, своды рушились на глазах, и это мало кого волновало.
20 апреля в городе — а центр Острога представляет собой историко-культурный заповедник — при участии губернатора открылся туристический сезон. Событие это Аршинов — строитель по образованию, в том числе занимавшийся реставрацией, — отметил весьма своеобразно. В синагоге были установлены стенды, демонстрирующие, что представляло собой здание еще в прошлом году и каким образом его восстановлению “способствует” закон о сохранении культурного наследия.
Сегодня храм охраняется и освещается, из него вывезен мусор, проводится гидроизоляция. В ходе реставрационных работ найдено много артефактов — старый дрейдл, серебряная ханукия, кирпич с еврейским клеймом и т.п. — все они, по задумке Аршинова, должны стать экспонатами будущего еврейского музея, который мог бы разместиться в северо-западном крыле здания.
Пока же якорем для гостей и паломников остается могила Махарша и местное еврейское кладбище, которое Аршинов приводит в порядок при поддержке мецената Луиса Кестенбаума из Нью-Йорка и главы “Охалей Цадиким” рава Исраэля Меира Габая. Эксперты датировали древнейшую могилу XV веком — если это будет официально зафиксировано, то некрополь Острога отберет пальму первенства у кладбища в Буске, где расположено самое старое (1520 год) на сегодняшний день еврейское захоронение в Украине. Отрадно, что буквально на днях Министерство экологии согласовало снятие статуса парка (который был разбит прямо на могилах в 1968 году) с кладбища, что позволит более интенсивно заняться благоустройством некрополя.
Что касается восстановления синагоги, то следующим его этапом должна стать реставрация (а скорее, реконструкция) окон — личных средств Аршинова на это пока не хватает, но он не теряет надежду, рассчитывая на поддержку если не властей, то еврейских меценатов (пока лишь Луис Кестенбаум частично покрыл затраты на текущие работы).
После этого можно говорить о внутренней отделке и освещении, а также восстановлении резного декора из песчаника. “Хорошо бы заштукатурить фронтоны и карнизы, оставив часть старой кладки, демонстрирующей, как перестраивалась и укреплялась синагога, в 1792 году выдержавшая даже обстрел русской артиллерией”, — говорит Григорий.
Из 10 000 евреев, живших в городе к началу войны, и около 2000 беженцев из Польши в Холокосте погибло 11 500. Сегодня в Остроге осталось несколько десятков евреев, но Аршинов мечтает сделать синагогу Махарша действующей, ведь каждый год на могилу выдающегося раввина приезжают до 5000 паломников и с недавних пор они обязательно посещают синагогу. “Если в этих стенах будет иногда звучать молитва, читаться кадиш по погибшим евреям Острога, то главную цель можно считать достигнутой, — считает Аршинов. — В городе появится живой памятник общине, жившей здесь почти 700 лет”.