Исправление грехов. Недельная глава Торы «Пинхас»

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля…» (25:10-11).

Во вторник у нас был пост 17 Тамуза. Он продолжался от восхода солнца до заката, и с него начался трехнедельный траурный период в память о разрушении Иерусалимского Храма. Эти три недели завершатся полным суточным постом 9 Ава. Оба поста напоминают нам также о других трагедиях, постигших еврейский народ на протяжении его долгой истории. Некоторые из них произошли в 40-летний период скитаний сынов Израиля в пустыне после Исхода из Египта. Говоря конкретно, 17 Тамуза ассоциируется с поклонением Золотому тельцу, а 9 Ава — с грехом разведчиков.

Сегодняшний раздел «Пинхас» всегда примыкает к 17 Тамуза. Его читают либо в шаббат накануне поста, либо, как в этот раз, в ближайший после него шаббат. Речь идет не только о хронологическом совпадении. Раздел «Пинхас» обозначает поворотную точку для поколения пустыни. В предыдущих разделах книги «Бемидбар» много рассказывалось о бунтах евреев, о том, как они гневили Б-га: деморализующий отчет разведчиков об Эрец-Исраэль, заговор Кораха против Моше и Аарона, жалобы на манну, на отсутствие воды и т.д.

В разделе «Пинхас» ничего этого нет. Там приведены два «героических» эпизода: отчаянно смелый поступок Пинхаса и инициатива дочерей Цлофхада.

Видя разгул идолопоклонства и блуда, Пинхас не остался в стороне, хотя мог бы: ведь даже Моше и старейшины беспомощно взирали на возмутительные действия Зимри, лидера колена Шимона. Он решительно, с риском для жизни вступился за честь Б-га. И как контрастное напоминание: за 39 лет до этого эпизода, 17 Тамуза евреи безучастно наблюдали за аморальным поклонением Золотому тельцу. Да, в самом языческом ритуале участвовали немногие: три тысячи из двух миллионов евреев, но именно пассивность остальных, их позиция стороннего и безучастного наблюдателя стала главным грехом. В аналогичной ситуации Пинхас действовал по-иному. Он «исправил» грех Золотого тельца. Пост 17 Тамуза напоминает нам, среди прочего, о том давнем грехопадении евреев, а сегодняшний раздел дает пример высокой ответственности и примирения с Б-гом.

Теперь обратимся ко второму «героическому» эпизоду, в котором дочери Цлофхада решительно потребовали, чтобы земельный надел их погибшего отца в Эрец-Исраэль был передан им, поскольку у них не было братьев, законных наследников. Проявив таким образом любовь к стране Израиля и стремление пустить в ней корни, они как будто нейтрализовали грех разведчиков, их неверие в способность завоевать страну и счастливо жить в ней. Десять разведчиков, выдающихся представителей колен Израиля оклеветали Эрец-Исраэль, посеяли панику и страх среди евреев. Произошло это тоже за 39 лет до событий, описанных в разделе «Пинхас»: 9 Ава. В наказание за неоправданный плач из-за пессимистичного отчета разведчиков и за пренебрежение страной Израиля, Всевышний дал евреям в тот день реальные причины для скорби, отчаяния и траура на все поколения вперед, включая годовщину разрушения двух Иерусалимских Храмов. И вот теперь вера и оптимизм пяти сестер перекрыли, по крайней мере, частично, грех мужской десятки.

Таков, пожалуй, главный урок раздела «Пинхас», открывающего траурный период между двумя постами. И еще одна аналогия. В конце этого раздела описан порядок общественных жертвоприношений в Храме, а мы знаем, что именно 17 Тамуза, когда римляне пробили бреши в крепостных стенах осажденного Иерусалима, во Втором Храме прекратились жертвоприношения (в Первом Храме, разрушенном вавилонским царем Навуходоносором, это произошло 9 Тамуза).

Избирательная месть

«Преследуй мидьянитян и разгромите их. Ибо враги они вам в кознях своих, которые они замышляли против вас в деле Пеора и в деле Козби…» (2:17-18).

После эпизода с убийством Зимри и мидьянской принцессы Козби, в результате которого Пинхас, внук Аарона, получил в награду от Творца «союз мира» и право продолжить династию первосвященников, Б-г велит Моше выступить на войну против мидьянитян. В то время главными врагами евреев были два народа: Моав и Мидьян, но отомстить велено только Мидьяну, а не Моаву. В чем причина такой избирательности?

Некоторые комментаторы объясняют, что Б-г не велел уничтожать Моав в знак признания будущей заслуги моавитянки Рут, которой еще только предстояло родиться, перейти в иудаизм и со временем стать прабабкой царя Давида. (В отличие от простых смертных, которые могут воздавать только по прошлым заслугам, Всевышний не ограничивает себя делами минувших лет и часто вознаграждает или прощает народ и отдельных людей в счет будущих заслуг и достижений.)

Другие комментаторы указывают на значительную разницу в мотивах поведения моавитян и мидьянитян. Из первых строк предыдущего раздела «Балак» мы знаем, что Моав всерьез боялся евреев; его ненависть объяснялась подлинным страхом. Мидьянитянам же ничто не угрожало. Они присоединились к Моаву для борьбы против сынов Израиля, руководствуясь слепой враждой и иррациональным стремлением уничтожить «идеологических диссидентов», отрицавших язычество. В некоторых источниках сказано, что Мидьян и Моав постоянно враждовали между собой. Но мидьянитяне так жаждали расправиться с евреями, что забыли о вражде и даже использовали своих женщин, стремясь склонить евреев к моральному разложению и языческим обрядам. Такое откровенное злодейство не могло остаться незамеченным: Б-г повелел Израилю выступить против Мидьяна и уничтожить этот народ.

С думой о людях

«Взойди на эту гору Аварим и посмотри на страну, которую Я дал сынам Израиля. И когда осмотришь ее, приобщишься и ты к народу твоему, как приобщился Аарон, брат твой» (27:12-13).

Ситуация поистине драматическая. Только что Всевышний объяснял Моше, как проводить перепись и делить Эрец-Исраэль между коленами. У пророка, возможно, зародилась робкая надежда: «А вдруг тот приговор у «вод раздора» отменен? Б-г погорячился и теперь забыл о своем решении». Но нет. Б-г ничего не «забывает». Он говорит: «Посмотри на страну, которую я дал сынам Израиля…», и они войдут в нее без своего безупречного вождя и законоучителя. А сам Моше должен умереть на восточном берегу Иордана. За один крошечный грех. Приговор Творца непоколебим.

«И говорил Моше Б-гу так…» Читая это привычное вступление, испытываешь невольное волнение. О чем может просить человек, приговоренный к смерти? Чтобы Творец сохранил ему жизнь и привел в Землю обетованную? Позволил совершить хотя бы короткую экскурсию в эту сказочную, вожделенную страну, текущую молоком и медом, о которой он так мечтал?

Нет, Моше лишь просит назначить ему достойного преемника. Им становится Иегошуа бин Нун, один из двух разведчиков, сообщивших вопреки мнению большинства, что страна Израиля «очень хороша». Иегошуа получит от Моше часть его «величия» и вместе с новым первосвященником Элазаром сыном Аарона выполнит завершающую часть грандиозного Б-жественного плана: приведет евреев в Эрец-Исраэль, где им предстоит построить свое государство и вести образцовую национальную жизнь, стать светочем среди других народов.

Истинный руководитель думает, в первую очередь, не о своей карьере, не о личных амбициях и даже не о своем месте в истории. Его главная забота и главная боль — люди, народ, чья жизнь и благополучие во много зависят от его решений и действий. Такова важная грань духовного наследия Моше-рабейну.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора

1 thought on “Исправление грехов. Недельная глава Торы «Пинхас»

  1. Во времена Пинхаса никто не додумался до гей-парадов, т.к были левиты и были мечи, и люди знали, что такое мерзость, и был пройден путь от «золотого тельца», до походного храма. Сегодняшняя попытка политических деятелей Израиля быть, как все, ведет к уничтожению народа Торы, руками того же народа и его руководства. Нам никто не обещал легкой жизни, мы среди всей нашей жизни продираемся с окровавленными боками и сердцами через бесчисленные войны. Одно дело войны с врагами, другое дело с теми, кто сегодня хочет взобраться на вершину власти по трупам своего народа. А вот своего ли?! Может им потому и просто делать это, потому, что это не их народ, и они, те самые чужие, что за тысячелетия вырядились в наш народ, оставаясь, по сути, навсегда чужими, навсегда не имеющими ничего святого за душой и под сердцем. И тогда становится понятно, что у них, как и у наших врагов, нет души, нет сердца, и они, поклонники «золотого тельца» коррупционеры, и члены секты Амалека на нашей земле должны быть уничтожены и изгнаны. Потому что нет ничего страшнее, чем ходить по кругам своим, и при этом не только «хотеть быть, как все, но и быть этими всеми, оскорбляющими своим присутствием и нас, и Творца Мира, и Иерусалим. Какое счастье, что гора находится под охраной, какое несчастье, что по всем городам Израиля прошли парады, и ни один мэр не сказал, что он этого не допустит. Вы знаете, что значит уровень святости Иерусалима, и какой это уровень Света! Вот этот свет и пытаются погасить мерзавцы, всех партий, потому, что мерзость льнет к мерзости и объединяется. Пришла пора понять, что это мы с вами должны четко произносить: — Нет! Громко, чтобы это было формой общественного протеста. Чтобы от него исходило пламя огненного столпа, и чтобы не пришлось, потом горько сожалеть о не сделанном.

Comments are closed.