Свет во тьме

— Мне было одиннадцать лет, когда, оказавшись в «Берген-Бельзене», я ощутил беспросветную тьму, — поделился со мной рав Яаков Юнграйс. — Эта тьма продолжает напоминать о себе по сегодняшний день.

Когда я прочел статью Вэнди Лоуэр в «Нью-Йорк Таймс» о женщинах, участвовавших в зверствах Холокоста, то на фото надзирательниц концлагеря «Берген-Бельзен» в крайней слева я узнал страшное лицо, которое навсегда врезалось мне в память. Каждый день в пять утра, в холод и дождь, мы выстраивались перед бараками и стояли так часами. Эта садистка наслаждалась тем, что била сапогом по земле, направляя поток льда и грязи в наши лица. И каждое утро стоявшие часами евреи молились. «Отец милосердный… позволь нашим сердцам понять и просветиться, слушать, учиться и учить, хранить, делать и исполнять все слова Твоей Торы с любовью», — произносил я утреннее благословение «Шма, Исраэль!»…

Рав Юнграйс назвал тьму концлагеря беспросветной. Однако даже там находились евреи, которые, молясь, называли Всевышнего Отцом Милосердным и стремились увидеть свет в той беспросветной тьме!

Почему во время чтения «Шма, Исраэль» принято закрывать глаза ладонью? Чтобы осознать и ощутить, что не только свет, но и тьму дает нам Всевышний. Свет — это символ добра, а тьма символизирует зло. Произнося «Шма, Исраэль», еврей провозглашает: «Слушай (осознай), Израиль (каждый еврей), Всевышний (Милосердный) Б-г наш (Судья) — Всевышний ОДИН!» Нам следует осознать и ощутить, что в мире нет двух противоборствующих сил добра и зла и что все события жизни исходят из ОДНОГО «источника». Все что ни делается — к лучшему, и не только то, что кажется нам исходящим от Милосердия добром, но и то, что кажется нам исходящим от Небесного Суда злом.

… «И помни весь путь, которым вел тебя Всевышний по пустыне… Он томил тебя голодом и питал тебя манной, чтобы ты знал, что не хлебом единым жив человек, а тем, что исходит из уст Всевышнего… И познаешь ты сердцем твоим, что так же, как наставляет отец сына своего, так и Всевышний наставляет тебя» (Дварим, 8:2-5). Как любящий отец наставляет сына, наказывая его, так и Всевышний наставляет нас, посылая испытания и страдания, которые в конце концов оборачиваются пользой…

Во времена чуда развержения моря даже простая служанка видела большее присутствие Всевышнего, чем пророк Иехезкель, который описал свое великое видение устройства Небес, утверждают мудрецы Талмуда. В чем же преимущество простой служанки над пророком? — удивляется рав Юнграйс. — В отличие от пророка, служанка пережила страдания рабства и видела беспросветную тьму Египта, потому она и удостоилась увидеть яркий свет Исхода и дарования Торы. Лишь преодолевая тьму, человек учится ценить и наслаждаться светом, а преодолевая страдания, обретает счастье.

Дед рава Юнграйса, рабби Исроел Юнграйс, был убит в Освенциме, когда держал своего трехлетнего внука на руках. В память о своем деде в 1960 году рав Юнграйс основал еврейскую школу Ateret Yisroel в Бруклине. Память о тьме Холокоста вдохновила рава Юнграйса посвятить себя свету — воспитанию еврейских детей и восстановлению разрушенного.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора