В Городе Праотцев

Реувен Миллер

 []

Как это ни странно, и даже несколько стыдно, но до Хеврона, города Праотцев, добрались мы только на одиннадцатом году нашего израильского бытия, хотя, начало алии прошло под знаком этого города.
Наш первый дом на родине был в Иерусалиме, в самом конце Дерех Хеврон-Хевронского шоссе.

Пили мы тогда в шабат и на торжествах ныне исчезнувшие дешевенькие, доступные олимскому карману, но вкусные «Хеврони лаван» и «Мускат Хеврони».
Старались вникнуть в суть жарких политических дебатов на тему отдачи Хеврона Арафату… И испытали душевную горечь, даже — горе, когда, у нас на глазах, Биби Нетаньягу Хеврон отдал-таки, выполняя условия сговора своего предшественника по премьерству, Переса, с его подельником по Осло, бандитом Арафатом.
Насчет отдавать, все наши политики — большие джентльмены. Преемственность власти полная…   Так мы и не выбрались тогда в Хеврон. И в город, отданный под власть бандитской «автономии», попасть стало невероятно сложно, лишь редкие религиозные еврейские группы, под усиленной охраной совершали тогда паломничество в священный город.
А через несколько лет вспыхнула террористическая война, так называемая «интифада аль-Акса», практически полностью закрывшая евреям извне доступ к Хеврону, и лишь после ее подавления в Хеврон потянулись экскурсии светских израильтян.
И мы, наконец, смогли ступить на священную землю Хеврона.
Хеврон — один из древнейших городов мира. Еще в I в.н.э. Иосиф Флавий писал, что ему 2300 лет. А евреи, перешедшие к оседлому образу жизни, селились в нем со времен Праотца Авраама.
Этот город-первая столица Израиля.   Из него начальные семь лет своего царствования, до завоевания Иерусалима и переноса столицы, правил Давид. А много раньше Праотец наш Авраам, дабы устроить родовую усыпальницу, купил у хевронского жителя участок с пещерой, где находились захоронения первых людей — Адама и Хавы.
 []
Пещера Меорат а-Махпела времен приобретения ее Авраамом. Картина худ. Ш.Мушника
Об этом со всеми житейскими подробностями рассказывает глава 23 Книги «Бырейшит» («Бытие») Торы, «Хайей Сара» («Жизнь Сары»):
«И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары.И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хэврон, в земле Кынаанской. И пришел Авраам скорбеть по Саре и оплакивать ее.
И поднялся Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хэйтовым следующее:«Пришелец и оседлый я у вас; дайте мне участок для погребения у вас, и похороню умершую мою от лица моего».И отвечали сыны Хэйта Аврааму, и сказали ему:«Послушай нас, господин мой, князь Б-жий ты среди нас; в лучшей из гробниц наших похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в своей гробнице для погребения умершей твоей».
И встал Авраам, и поклонился народу земли той, сынам Хзйтовым;И говорил с ними так: если есть у вас желание похоронить умершую мою от лица моего, то послушайте меня и попросите за меня Эфрона, сына Цохара,Чтобы он отдал мне пещеру Махпэйлу, которая у него, ту, которая на конце поля его; за полную плату пусть отдаст ее мне пред вами в собственность для погребения.
Эфрон же сидел среди сынов Хэйтовых, и отвечал Эфрон, Хэйтиец, Аврааму в слух сынов Хэйтовых, пред всеми, входящими во врата города его, и сказал:«Нет, господин мой, послушай меня: поле я отдал тебе, и пещеру, что в нем, тебе я отдал ее, на глазах сынов народа моего я отдал ее тебе; похорони умершую твою».
И поклонился Авраам пред народом земли той.И говорил он Эфрону в слух народа страны, и сказал: «Если бы ты только меня послушал! Я даю тебе серебро за поле: возьми у меня, и я похороню там умершую мою».
И отвечал Эфрон Аврааму, сказав ему:«Г-сподин мой! Послушай меня: земля в четыреста шекэлей серебра между мною и тобою, что она? А умершую твою похорони».
И внял Авраам Эфрону; и отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором он говорил в слух сынов Хэйтовых, — четыреста шекэлей серебра, ходячего у торговцев.
И стало поле Эфроново, которое в Махпэйле, против Мамрэй: поле и пещера в нем, и все деревья, которые в поле, во всем пределе его вокруг,За Авраамом, как покупка пред очами сынов Хэйтовых, пред всеми, входящими во врата города его.
А после этого похоронил Авраам Сару, жену свою, в пещере поля Махпэйлы, что против Мамрэй, она же Хэврон, в земле Кынаанской.И стало поле и пещера, которая в нем, погребальным уделом Авраама от сынов Хэйтовых.

Во II в. до н.э. царь Ирод Великий возвел над пещерой-усыпальницей величественное здание, архитектурно родственное строениям Иерусалима, о которых мы можем судить и сегодня, например, по знаменитому Котелю Маарави, известному как Стена плача…

 []

Впоследствии мусульмане: арабы, мамелюки, турки, захватившие обезлюженную римлянами Эрец Исраэль, превратили здание усыпальницы в мечеть и пристроили к ней минареты, лестницы, молельные залы. Это сооружение, называемое Меорат а-Махпела (Пещера Праотцов), в таком виде существует и сейчас.

 []

 []
Меорат а-Махпела в средние века и в начале ХХ в. Картины худ. Ш.Мушника
A это — в день нашего посещения (2005 г.)

В Хевроне во все времена жила еврейская община, но евреев в Меорат а-Махпела мусульмане не допускали. Иудеям разрешалось подниматься лишь до седьмой ступени лестницы, ведущей ко входу. В 1929 году, когда число жителей Хеврона составляло около 700 человек, арабы при попустительстве англичан устроили кровавый погром, вырезав часть еврейского населения и заставив остальных Хеврон покинуть…

И лишь после Шестидневной войны, когда ЦАХАЛ освободил Хеврон, и генерал Даян приказал взорвать ненавистную седьмую ступень, евреи получили доступ к могилам Праотцов, и с тех пор в Меорат а-Махпела действует синагога, правда, параллельно с мечетью…
А еще через несколько лет отчаянные евреи, сломив сопротивление трусливых властей, для которых невыносимым бременем оказалась Великая Победа в Шестидневной войне, поселились в древнем городе, где нашим поселенцам и по сей день приходится бороться за свое право жить на земле предков..

***

…Был йом-шиши — пятница. Рано утром мы въехали в Хеврон через соседнюю, бок о бок, Кирьят Арбу, небольшой живописный городок среди сосен, где, кстати сказать, живут немало выходцев из бывшего СССР. Кирьят-Арбу и Хеврон разделяют овраг и забор из колючки. Впрочем, судя по приведенному тексту Торы, во времена Праотцов это было одно поселение. Но сейчас в Кирьят-Арбе население еврейское, а собственно, Хеврон, по сговору нобелевских лауреатов мира Переса и Арафата, стал, практически, чисто арабским городом.

И в нем, по сути, в гетто, живет лишь около тысячи евреев. Причем, арабы всячески вторгаются в этот островок еврейского присутствия и стремятся расширить свое…   Автобус остановились возле Меорат а-Махпела. У арабов пятничные моления. Соседние улицы пустынны: лавки, магазины и рестораны — все закрыто.

 []

Дима, экскурсовод наш, рассказывал историю реликвии — от Адама и Хавы и до наших дней. За стеной сооружения истово молилась некая застенчивая молельщица, пришедшая пешком из Кирьят-Арбы по соединяющей ее с Хевроном Тропе Молящихся.

О, сколько еврейских жизней прервали террористы-снайперы, стрелявшие из арабских домов, по идущим этой тропой! Кто их сочтет?.

 []

Из Диминого рассказа. В 1967 г. израильские военные оказались, по сути, первыми евреями в Хевроне после геноцида 1929 г., новым поколением, никогда не бывавшим в этих местах, не видевшим священных могил и оттого крайне любопытными. Они захотели убедиться в том, что в пещере, действительно, есть захоронения Адама и Хавы.

В тесное подземелье на веревке спустили девятилетнюю девочку, дочь одного из офицеров, ибо для взрослого лаз был непроходим. Девочка ничего не увидела, лишь натерпелась страху, однако лаз тянулся куда-то дальше… Скорее всего, это легенда.
Сейчас в здание Пещеры ведут два входа, с разных сторон: для иудеев и мусульман. С нашей стороны встречают англо-ивритская табличка «Добро пожаловать» и пара русскоязычных пацанов-израильтян из МАГАВ- погранохраны.

 

 []

В синагоге, что на нашей стороне, для нас провели более подробную лекцию. Наш покой в синагоге охраняли двое вооруженных автоматами солдат: по ту сторону ограды надгробий виднелись молящиеся арабы…

 

 []

 []

Мы посетили надгробья Праотцeв наших:

 []

Авраама и Сары,

 []

Ицхака и Ривки,

 []

Яакова и Леи.

 []

А потом двинулись в еврейский квартал Хеврона, в здание Бейт-Адасса.

 []

Там художник Шмуэль Мушник, житель этого дома — еврейского островка среди арабов, рассказал нам об истории здания, о погроме 1929 г. и показал музей памяти жертв геноцида, экспозицию которого он лично создал, и которая стала делом его жизни.

 []

 []

Рассказал и о последовавшем за победой в Шестидневной войне героическом восстановлении еврейской общины, ее жизни-борьбы за существование.

Слушая его, душа радовалась — есть еще на Земле искренние еврейские подвижники!   По дороге к автобусу, ожидавшему нас возле Меорат а-Махпела, заметили издалека, на границе мертвого рынка и арабского квартала толпу арабских подростков, рядом — полицейский израильский джип, нескольких солдат и каких-то митингующих через мегафон.
Судя по языку — евреев, правозащитников. Ясно доносились характерные ключевые ивритские слова: «кибуш» (оккупация), «зхуёт бен-адам» (права человека)… Все происходило достаточно спокойно, несмотря на жар речей, но кто знает, сколько искр юдофобской ненависти осталось тлеть в душах слушавших?
Это ли не подстрекательство? Против своего же народа?..   Впоследствии мы узнали подоплеку увиденного. Еврейская община Хеврона тайно выкупила у арабов здание на входе в квартал Авраам-Авину, назвав дом Бейт-Шапира, в память еврея, убитого на том месте арабскими террористами. Первоначально все документы сделки были признаны законными, и три молодые еврейские семьи вселились в дом, но затем полиция, без каких-либо доказательств и судебного разбирательства, объявила бумаги фальшивыми. Арабы и правозащитники торжествовали.
Через несколько месяцев после нашего посещения, тогдашний министр обороны Шауль Мофаз, в последний день своего пребывания в министерском кресле, подписал приказ об изгнании евреев. Евреи подали протест в Высший Суд Справедливости (название дано, как бы, в насмешку, ибо суд абсолютно глух на правое ухо). А суд, как водится, издал мудрое постановление: до окончания разбирательства дом «заморозить» — то есть не передавать арабам, но и евреям запретить там жить. Само же разбирательство займет несколько лет…
И эту заезженную и надоевшую пластинку и по сей день власти заводят всякий раз, когда евреи за свои же деньги возвращают собственность, отнятую арабскими бандитами во время еврейского геноцида 1929 г…
Фото автора. Фоторепродукции с картин Ш.Мушника  
Иерусалим. Июнь 2005 — декабрь 2007 гг.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Реувен Миллер

Иерусалимский пенсионер.
Все публикации этого автора

5 комментариев к “В Городе Праотцев

  1. Интересный рассказ!
    Никогда не была в Хевроне, но Нетаниягу, отдавшего Хеврон Арафату, вспоминаю недобрым словом, и каждый раз удивляюсь, ну как можно было ТАК поступить, начиная с Переса и Рабина.
    И куда же мы придем, отдавая святые еврейские места — бандитам и лжецам, цель которых — нас уничтожить, отобрав сначала все самое святое для еврейского народа?

  2. Хеврон, в котором, согласно Торы и еврейской истории, находится место погребения Авраама, в Коране НЕ упоминается.
    Полагаю, об этом должны были бы написать хоть что-то израильские востоковеды.
    По-видимому, им важнее не портить отношения с арабо-мусульманским миром, чем защищать честь Израиля, а Аббас как «с цепи сорвался» — он хочет отобрать — ВСЕ.

  3. ЕВРЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА СВОИ КРУГИ И В ДРЕВНЕМ ХЕВРОНЕ!

    1. Вы правы, МЫ ВСЕ НАШЕ — ВЕРНЕМ СЕБЕ!

  4. Война заканчивается и считается успешной только тогда, когда ВСЯ СВОЯ ТЕРРИТОРИЯ освобождена, а противник наголову разбит и не способен к дальнейшему сопротивлению !!! Иудея, Самария, весь Иерусалим, сектор Газа исконно территория израильская — она обязана! быть под контролем Израиля и подчиняться Законам Израиля.
    Нужно это делать? НУЖНО ! Возможно это сделать? ВОЗМОЖНО ! Но с другим Правительством и с другим Премьером!

Обсуждение закрыто.