Должен ли Израиль считаться с неортодоксальными движениями в США?
На вопрос отвечает Йеуда Вальд, сотрудник центра «ЛИБА»:
«Не стоит переживать из-за пустых угроз»:
А почему это в сущности надо идти на компромисс только по вопросу Котеля Подавляющее большинство реформистских организаций придерживаются явно и откровенно левой позиции. Реформисты проталкивали подпись под ядерным соглашением с Ираном, они за возвращение территорий и создание «государства Палестина».
Так, может быть, учтя их (американских реформистов) пожелания и ради мирного сосуществования с ними дать партии МЕРЕЦ власть в нашем государстве?
Следует помнить, что в Израиле реформисты составляют всего лишь крохотные доли процента, а стало быть, попытки влиятельных лиц из-за рубежа оказать влияние на решения правительства Израиля – циничны и недостойны.
Угрозы бойкота из уст лидеров реформистов, в случае, если не будут приняты их требования, свидетельствуют о том, что имеет место так называемая *обусловленная любовь*.
Напротив, наша любовь к государству не зависит от приятия или неприятия наших требований, она имеет глубокую связь со страной. Я верю, что большинство евреев диаспоры любят государство Израиль, и никогда не будут действовать против него даже тогда, когда их требования не принимаются. Так что все угрозы лидеров реформистов порвать с государством Израиля – пустые угрозы.
Истина же такова, что Котель не интересует евреев-реформистов Нью-Йорка или Калифорнии. Большинство их не посещали Израиль и не собирались подходить к Котелю.
Около 70% из них состоят в смешанных браках. А недавно были опубликованы данные, что у большинства из них нет вообще детей. Неортодоксальные движения находятся на пороге исчезновения.
Мы ответственны за идентификацию нашего государства, за участие его в передаче факела традиций через цепь поколений и осуществление предвидения пророков. Минуты слабости определённых течений не могут остановить продвижение вперёд.
Рассказывают, что рав Авраам-Ицхак Кук, который в ходе поездки по мошавам встретился с одним из халуцев (первопроходцев), сказавшим: «У нас нет никаких связей с прошлым!».
В продолжении своего визита рав рассказал, как некто был заинтересован продать площадь перед Котелем для открытия там рынка. Тот самый халуц тут же подпрыгнул и заорал, что он готов заколоть всякого, кому придёт в голову такая идея.
Котель, как и Храмовая гора – это сердце всякого еврея. И сохранение еврейского характера этих мест – секрет их магии. Если превратить Котель в рынок – это станет «ещё одной стеной», и не более того.
Я за единство! За единство, проистекающее из ответственности и за еврейство диаспоры. Но не подобает нам уступать преходящим слабостям. Мы должны перед ними объединиться, укрепить связь их с народом, Торой и Землёй Израиля.
На вопрос отвечает Шломо Кук, главный редактор газеты харедим «Бе-КеИЛА»:
«Демагогия реформистов об изгнании»:
Трудно выразить замораживание проекта «Котель» в терминах победы над отступлением. Не только над настоящим испытанием – в БАГАЦе! – но и над самими собой, и это потому, что мы не рассматриваем реформистов, как побеждённых врагов. Они нам не враги, а наши братья. Ошибающиеся, заблуждающиеся, но – наши братья.
Будучи евреями, мы обязаны неустанно гарантировать взаимность со всеми евреями, и не только с реформистами (постольку поскольку они евреи по Галахе, то есть, имеют еврейскую маму). Наша обязанность любить, оказывать помощь и откликаться на желание каждого еврея, но при одном условии: если мы не плюём на Нашего Общего Отца, Который над нами над всеми, в двояком смысле.
Котель (Западная Стена) не является частным владением человека. Прежде всего речь идёт о самой большой синагоге во Вселенной, о синагоге, обязывающей к особой святости. В течение столетий тут соблюдаются правила разделения (молитв мужчин и женщин – прим.перев.)
Любой посетитель, представитель любого народа и общины, соблюдал эти правила из вежливости – в том числе и президент США Дональд Трамп. Так было, пока вдруг не появились реформисты.
На минутку выскажем предположение с галахической точки зрения. Реформисты на самом деле не хотят, чтобы с ними считались. Ведь это они прогрессивные, которые не верят в эти устаревшие камни, что в них душа человеческая. Это факт: те, кто верят, отлично устраиваются на таком Котеле, каков он сейчас — в соответствии с ортодоксальными (классическими)законами иудаизма.
При этом, как объяснить финансирование площадки для смешанного участка, названного «сектор Израиля», расположенного в южной части Котеля? (Кстати, те, для кого Страна действительно важна, должны были бы проливать слёзы о тех миллионах, что уже выкинуты из общего кармана в пользу создания этого участка.)
В конечном итоге реформисты занимаются демагогией о том, что их изгоняют – чтобы получить признание.
Считаем нашей обязанностью подчеркнуть: это не ещё один стиль молитв, не ещё одно течение, или еврейская община.
Уже в 1996 году в Кнесете состоялась дискуссия на тему реформистского течения. Там присутствовали представители реформистов и те, кто их поддерживает – депутаты от левых партий. Напротив – словно одинокая овца среди семидесяти волков, — с речью выступал единственный ортодоксальный рав, мой дядя.
Вдруг в помощь ему поднялся неожиданный защитник, и это был Руби (Реувен) Ривлин, тогда председатель Кнесета. Он решительно и смело заявил:
«Не морочьте голову, как будто у вас имеется направление иудаизма. Вся ваша методика – это насмешка над иудаизмом. Еврейская вера (религия) одна, и это именно то, что представляют харедим (ультраортодоксы) и ортодоксы (религиозные сионисты). Я не отношу себя на деле к религиозным, но хотя бы знаю, какова она, истина!»
Источник на иврите
Перевод Фанни Шифман
Июль 2017
Вальд пишет: В конечном итоге реформисты занимаются демагогией о том, что их изгоняют – чтобы получить признание.Считаем нашей обязанностью подчеркнуть: это не ещё один стиль молитв, не ещё одно течение, или еврейская община.
Кто прав перед создателем, определяют не сотрудники центра «ЛИБА». До войны, Житомир был еврейским городом, даже после многочисленных погромов времен царя — батюшки, революции и советских репрессий. После войны вернулось немного. Но реб — Мойше, хозяин комнаты, которую мы снимали, таки находил клиентов, толи сделать обрезание, или же провести обряд соединение молодой пары. О втором ребе в городе я вообще не слыхал, возможно по малолетству, как впрочем, и о синагоге. Через много лет я познакомился с пожилым человеком, разговорились о жизни, и он мне рассказал, что пожилые евреи собираются у него на дому и когда набирается десяток, то есть кворум, то они молятся, повторяя за ним тексты молитв из дореволюционного издания на иврите, используя буквы языка идиш. Это с точки зрения Вальда — тоже не евреи?! Где те сотни правил, которым должен следовать настоящий еврей… А эти воевали, а потом работали, чтобы содержать семью… Ну, какие из них еврейские мужчины?!
Я не думаю, что их бы были приняли в утраортодоксы. Наверное они не дотягивали, даже до уровня религиозной квалификации реформистов, или других течений, но если Б-г есть, то он наверняка слышал все их обращения. Ведь любая вера сильна искренностью, но отнюдь, не фанатизмом. Этот мир надо видеть широко раскрытыми глазами, а иначе, его и не поймешь, уткнувшись носом — даже в самую мудрую книгу. В жизни надо участвовать во всех ее проявлениях, с плохим бороться, а хорошее утверждать самому, порой рискуя даже жизнью. Человек по своей ментальности — частица общества, которое его воспитало, но человеку дан еще и разум и способность анализировать происходящее и верить в то, что видишь, а не в то, что кажется… или должно казаться.
А как быть с атеистами, которые видят в иудейских святынях — артефакты национальной истории. Им, за убеждения, на Стену плача, объявят первобытное «табу»?!