Куба сегодня

Помню, в годы моего детства пели песню «Куба — любовь моя». Пели на парадах, по радио, в школе. В закрытом невыездном Советском Союзе, люди говорили о Кубе — маленьком «Острове свободы», расположенном очень далеко от России, то ли плывущем в океанских волнах, то ли парящем в голубых небесах. Свобода — это звучало сладко… Особенно тогда.

Потом, как оказалось, за свободу надо платить: то лишний час работать в пользу Кубы, то отдавать какие-то деньги из зарплаты для Кубы. То есть мы Кубе — деньги, продукты, специалистов, школы, машины, а Куба нам — желтый тростниковый сахар, который и на сахар похож не был.

Потом песню «Куба — любовь моя» переиначили так:

Куба, отдай наш хлеб!

Куба, возьми свой сахар!

Нам надоел твой косматый Фидель,

Куба, иди ты на хер!

25 ноября 2016 года. В Майами праздник. Американцы кубинского происхождения празднуют… смерть Фиделя Кастро. Я вижу этот праздник уже в третий раз. Три раза приходили сообщения о смерти диктатора. Три раза летали по городу автомашины с кубинскими флагами и проклятиями Фиделю. В этот третий раз все оказалось правдой. Район Майами под названием «Маленькая Гавана» переполнен людьми. Плакаты «Фидель, забери своего брата Рауля с собой», видны портреты Трампа. Трамп, в отличие от Обамы, выпустил очень резкое антикастровское заявление: «Диктатор, превративший остров в тюрьму…».

7bb1d9_3df5776003a6423e8c5733680361aeff-mv2

Путин сказал: «Россия потеряла друга Фиделя, превратившего Кубу в «Остров свободы». В свое время Путин простил Кубе многомиллиардный долг. Простил не от щедрости, а от понимания того, что с нищей Кубы взять ничего. Никита Хрущев пытался создать на Кубе советскую военную базу. Там и сейчас помнят русский язык, русских специалистов. Кончилось это Карибским кризисом, чуть не приведшим мир к третьей мировой войне. Потом была революция на экспорт — помощь всем левым режимам мира…
По отношению к женщинам Фиделя называли конем. Он был великим говоруном (вошел в Книгу рекордов Гиннесса за самую длинную речь) и неутомимым любовником.

Недавно американцам разрешили посещение Кубы, хотя Куба от нас на расстоянии всего 90 миль. На Кубу давно ездят мои друзья из Канады, из Германии. По их словам, в Гаване чисто, строгая милиция, дешевые девочки и старые американские автомобили. Обама прервал эмбарго по непонятной причине. На Кубе ничего не изменилось. Диктатура, политзаключенные.

Шесть лет назад на Кубе посадили в тюрьму на 10 лет американского еврея Гросса за то, что он наладил Интернет в синагоге Гаваны. Обама его вытащил через 6 лет. Как я понимаю, режим Кастро не сравнить со сталинским. Не тот масштаб преступлений. Тем не менее тысячи, десятки тысяч противников режима Кастро были безжалостно уничтожены.

В США много лет существовал закон «Мокрые ноги — сухие ноги», по которому тот, кто доплыл до Америки, получает гражданство. Сейчас отменили. Тысячи кубинцев бежали с «Острова Свободы» — самолетами, пароходами, катерами, рыбацкими лодками.

Фидель умер. Еще один тиран ушел в историю, доказав, что свобода и равенство марксистско-ленинского образца ведет к несвободе, репрессиям, нищете…

Наш теплоход, проплыв в сопровождении кубинского лоцмана по узкому проливу мимо низких скал, причалил в порту Гаваны ранним утром. Из окна были видны остатки старинной испанской крепости, памятник Иисусу Христу, возвышающийся над городом. Еще до выхода в город с палубы стало понятно, что в Гаване есть высотные дома, десяти — двадцатиэтажные. По шоссе вдоль набережной неслись легковые автомобили, автобусы, грузовики. Вода вокруг Гаваны не лазурная, как на других Карибах, а коричневая…

Чтобы отправиться в теплоходный круиз на Кубу, пришлось заполнять немало документов, оформлять визы. Почему-то надо было писать в анкетах, что мы не туристы, а собираемся посетить Кубу с просветительскими целями по программе «Народ — народу». То ли мы их просвещать, то ли они нас. Документы потребовали хранить пять лет. Отложил все в отдельную папку: а вдруг кто-то (кубинские коммандос, ФБР, ФСБ?) придет с проверкой через пять лет…

Автобусы подали отличные: с аэрокондиционером, туалетом, мягкими креслами. Первая остановка: памятник Христу. Рядом ухоженный домик Че Гевары.

vid_na_santyago-de-kuba

Ну вот, началось. Улицы Гаваны необычайно узкие, дороги разбиты, дома вдоль дороги — это просто лачуги. Люди сидят на улице. Жара необыкновенная. Кондиционеров нет. Добавлю, кондиционеров мы не видели нигде: ни в порту, ни в банке, ни в магазинах, ни в торговом центре, ни в музее, ни в аптеке. Больше всего нас поразили именно дома Гаваны. Люди молчат, дома кричат о помощи. Построенные в начале века американцами, они с тех пор никогда не ремонтировались. Дома наполовину разрушены. По словам гида, ежегодно в Гаване рушатся 2-3 дома. В комнатах видно, как живут люди. Белье на балконах. Люди сидят у домов на стульях. Сотни людей. Идти некуда. Работы нет, денег нет. Деньги просят все, не только нищие, но и смотрители музея, охранники банка, билетерша театра.

По улицам Гаваны лихо проносятся старинные американские автомобили, желтые, красные, канареечные, голубые. Красиво, весело. Кубинцам иметь автомобиль моложе 1959 года запрещено законом. Как они ездят? Запчасти к этим автомобилям давно прекратили выпускать даже в США. Гид говорит: «Кубинские автомеханики, наверное, лучшие в мире, если могут заставить эти автомобили ездить».

Экскурсия по Гаване продолжалась. «Вот престижный район», — говорит гид. Хороших домов не вижу. Несколько домов действительно покрашены почему-то бордовой краской. «Здесь живет кубинская элита: артисты, генералы армии, доктора», — продолжает гид.

«Где живет правительство, Рауль Кастро?», — кто-то задает вопрос. Гид негромко: «Мы не знаем». Квартиру в Гаване можно купить за 20 тысяч евро, доллары не принимаются, а в обменном пункте обмениваются с большой наценкой, большей, чем для любой другой валюты.

Магазинов в Гаване нет. Или почти нет. Удалось увидеть несколько лавок без света, где на пустых полках лежали какие-то китайские консервы. Видели хлебный магазин. Видели магазин тканей с одним видом ткани в продаже.

— Вот русский район Гаваны, — продолжает гид, — вернее, не русский, а построенный русскими. Видим ряды хрущевских пятиэтажек в ужасном состоянии. По-русски в Гаване уже не говорят. Немного помнят его в основном пожилые люди, учившие русский язык в школе 30 лет назад. Вот российское бывшее советское посольство, — продолжает экскурсовод, — самое «высокое и большое посольство на Кубе». Из него советские шпионы следили за США…

Прямо у порта видели чуть ли не единственное ухоженное здание Гаваны — Русскую православную церковь с золочеными куполами.

…Когда началась перестройка в СССР, с Кубой было покончено. Безвозмездная многомиллионная помощь братскому кубинскому народу прекратилась. Но вот что говорит кубинский гид:

— Когда прекратилась помощь от русских, на Кубе начался голод. Начало 90-годов — это страшные годы для Кубы. Никакие пламенные речи Фиделя о верности идее коммунизма не помогали. Тогда-то Фидель назвал Михаила Горбачева предателем идеи. На Кубе объявили что-то похожее на НЭП: разрешили мелкие бизнесы, подработки в Панаме, Венесуэле. Хотя Фидель Кастро заявил: «Мы предупреждаем империализм, что у него не должно быть никаких иллюзий в отношении нашей революции. Пусть он не думает, что она не устоит, если в социалистическом лагере произойдет катастрофа. Если завтра нам сообщат, что в Советском Союзе началась всеобщая гражданская война или даже что Советский Союз распался… Куба и кубинская революция продолжат борьбу и продолжат твердо стоять во весь рост».

За хранение оружия на Кубе — смертная казнь.

За убой коровы на мясо на Кубе — шесть лет тюрьмы.

Молоко только детям до 12 лет.

Три канала государственного телевидения. Оппозиционных газет нет.

Вода подается в дома 3-4 часа в сутки. На крышах домов установлены синие бочки для сбора воды. Гид говорит, что в некоторых бочках кубинцы секретно устанавливают телевизионные антенны и смотрят американские программы.

Интернета нет. Интернет только по специальному разрешению. Интернет — кафе нет. Люди, имеющие по разрешению доступ к всемирной сети, продают интернет-время другим. Такой вот бизнес — продажа Интернета.

— Можно ли иметь на Кубе собственный бизнес? — спрашиваем.

— Можно. Но как только бизнес разрастается, его забирает государство и делает народным.

Образование бесплатное, медицинское обслуживание бесплатное. Средняя зарплата 20-25 долларов в месяц. По словам моего товарища, много лет отработавшего на Кубе в составе отряда советских специалистов, кубинец тяжело работать не будет. Это ему просто не нужно. По моему опыту, множество бывших кубинцев, живущих в Майами, отличные специалисты и работники. Они работают по-американски в Америке, но по-кубински на Кубе.

Следующая достопримечательность Гаваны, куда привез нас туристический автобус, — это городское католическое кладбище. Старинные испанские и итальянские памятники, похожие на античные. Какие-то кладбищенские истории. Слушаю невнимательно… Снял с головы шапку-бейсболку…

Фиделя Кастро, согласно его завещанию, кремировали. На многих стенах висят портреты Фиделя и Рауля.

Последняя обязательная остановка — сувенирный магазин. Сувениров на Кубе три: кубинские сигары — довольно дорогие, до десяти долларов за штуку; кубинский ром — недорого и кубинский кофе. Запах у кофе просто великолепный. Покупаем всего этого понемногу. В Америку можно привезти до ста сигар для личного пользования. По сто сигар никто из туристов не берет. Сигарная мода в мире заканчивается. В других сувенирных лавках продаются разные безделушки, включая шапку «а-ля Фидель», зеленую с большой красной звездой. Не покупаю… По центральным улицам Гаваны ходит переполненный городской автобус. Мобильные телефоны есть. Молодежь одета чисто и модно. Наконец-то обнаружили пятиэтажный торговый молл. Народу полно. Жарко. Лифта нет. Люди идут пешком по широкой дорожке с этажа на этаж. Обувной магазин с несколькими образцами обуви. Магазин детских игрушек с пустыми полками. Мебельный магазин, магазин бытовой электротехники. Товаров мало. Все дорого. В единственном магазине модной женской одежды молодые красавицы — кубинки перебирают платья.

Две улицы у порта приспособили для прогулок туристов. Несколько чистых ресторанов. Воду пить можно только бутылочную. В одном из ресторанов угостились жидким холодным шоколадом — вкуснейший напиток. Так нам посоветовала местная русская женщина, переехавшая из Москвы жить в Гавану. Она замужем за кубинцем. Кубу она не осуждает. Наоборот, говорит, что кубинцы живут неплохо, по карточкам бесплатно получают ежемесячно муку, крупу, сахар.

… Рассказывает мой сотрудник Ноэл, много лет назад бежавший с Кубы:

— Нас было восемь: 7 мужчин и одна женщина, от 26 до 30 лет. Мы соорудили лодку без скамеек, чтобы полиция ничего не поняла, просто корыто. Поздно ночью мы на веслах, которые принесли с собой, вышли в открытый океан. У нас был компас и немного еды. Отходы в полиэтиленовых мешочках не выбрасывали за борт, чтобы не привлечь акул. Туалет — как могли… Больше трех дней и ночей в океане на корточках. Встреч с большими пароходами избегали: могли вернуть. Тогда — смерть. Наконец-то доплыли до Флориды. Четыре дня из-за долгого сидения на корточках никто из нас не мог ходить. Но это была свобода!

Однажды мне и самому пришлось увидеть, как на пляж в Халландейле прибило какое-то странное судно. В нем были беженцы не то с Кубы, не то с Гаити. Полиция окружила пляж. А люди из соседних домов, эти, казалось, чванливые и неприступные американцы, несли беженцам молоко, воду, консервы, хлеб. Приехали врачи. Некоторых беженцев несли на носилках…

Посетили синагогу Гаваны, расположенную полуразрушенном здании, как и все остальные. По словам старосты, в Гаване живут 1500 евреев. Сунули деньги в копилку. «Только не доллары», — сказала женщина. До революции на Кубе было 150 тысяч евреев. Встретили и нищего еврея, просившего на иврите денег. Дали ему несколько кубинских купюр.

Фотографии на память о Кубе. Здание кубинского парламента — копия американского Капитолия. Оперный театр, в котором давным-давно выступали Фрэнк Синатра, Диззи Гиллеспи, Глория Эстефан…

Наш теплоход покидает Кубу. С берега кубинцы фотографируются на фоне американского теплохода. На теплоходе празднично: музыка, бесконечная вкусная еда, танцы, казино. На Кубе ничего этого нет. Хотя танцы есть. Нам случайно удалось побывать на репетиции танцевального ансамбля в зале какого-то театра. Света нет, жара невыносимая. Красивые парни и девушки великолепно танцевали самбу.

На следующий день после нашего возвращения в Майами выступал президент США Дональд Трамп. Он отменил послабления режиму Кубы, сделанные Обамой. «Причин для отмены санкций нет. Сначала Куба должна освободить всех политзаключенных, а потом поговорим».

Когда умер Фидель Кастро, некоторые жители Гаваны плакали. У других сжимались кулаки…

Анатолий СТЕКЛОВ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора