Представить себе образ жизни наших праотцов, Авраама, Ицхака и Яакова, не так уж и сложно – достаточно посетить лагерь бедуинов где-нибудь в Иудейской пустыне. Надо только предварительно попросить их спрятать генератор и тарелку спутникового телевидения. Жизнь евреев эпохи Второго Храма мы тоже знаем неплохо: быт этого по преимуществу земледельческого населения во множестве подробностей описан в Талмуде. Но как был устроен быт наших предков после исхода из Египта и во время завоевания Святой земли? Когда не было еще городов и царей, а историю творили библейские пророки.
Однако в книгах пророков Иегошуа и Шмуэля, равно как и в книге Судей бытовых подробностей совсем немного. Может ли нам помочь археология? И археологи, и текст Священного Писания едины: сначала евреи поселились в трех гористых районах страны – в Иудее, Самарии и в долине реки Иордан. Политики, называющие эти земли «оккупированными территориями», наверное, имеют в виду, что оккупировали их евреи 35 веков тому назад.
Раскопки показывают, что около XV в. до н.э. большинство поселков и городов в этих горах были разрушены, а население их исчезло, хотя ханаанейцы в долинах и филистимляне у моря продолжали жить еще веками. По прошествии ста лет на месте разрушенных поселений или вблизи с ними стали возникать поселки нового народа. И про народ этот известно, что он не ел свинины – обычно в ханаанейских раскопках свиные кости составляют около пятой части всех костей, в этих раскопках не обнаружено ни одной. А найденные остатки посуды были практически идентичны тем, что спустя несколько веков распространятся в городах и поселках еврейского царства. Так что, по всему судя, это и были наши предки.
Устройство их домов было практически стандартным во всех новых поселениях. При входе в дом ты попадал в длинный открытый двор. Во дворе были обычно два длинных помещения. Одно – закрытое, служило кухней, там же изготавливали керамическую посуду для домашних нужд. Другое – крытый двор, в котором женщины пряли и ткали. Печь для хлеба и очаг для приготовления еды стояли иногда в открытом, но чаще в крытом дворе. А в глубине шло четвертое помещение, служившее спальней.
Археологи подметили, что это отсутствие внутренних и проходных комнат давало возможность мгновенно попасть из центрального двора в любое помещение и отличало еврейские дома от других домов той эпохи. Можно увидеть в этом иллюстрацию большего равноправия, заложенного в иудаизме.
Пол в домах был всегда земляным, и обязательным орудием в доме был каменный ручной каток, которым регулярно утрамбовывали пол. Крыша дома тоже не пропадала даром – на ней сушили фрукты, хранили бочки с вином и маслом. Иногда на ней устраивали и небольшой чердак.
Поселения первых веков имеют и обычный общий план – группа домов, подобных описанному, обращены входом к центру. Вокруг группы домов, как правило, была стена, но совсем невысокая. Судя по ее виду, это была не столько оборонительная стена, сколько загон, в который можно было собрать на ночь скот.
Интересно, что описанный план дома был почему-то настолько важен нашим предкам, что они продолжали его использовать даже по прошествии нескольких веков – до самого вавилонского пленения. Однако вначале все дома были на одно лицо, и совершенно невозможно опознать дома вождей или правителей, а во времена царства мы уже видим дома большие и маленькие, богатые и бедные.
Произошли со временем, естественно, и другие изменения. Например, первые несколько сотен лет мы не находим у евреев никакой письменности – в отличие от многих соседей. Только с установлением твердой центральной власти грамота начинает распространяться в народе. Для изготовления орудий труда и оружия в первые века евреи пользовались почти исключительно бронзой, и лишь семь процентов найденных орудий были железными. Ко времени создания царства железные орудия уже вытесняют бронзовые.
Я уже начал писать эту статью, когда на территории нашего поселка Нокдим, находящегося на краю Иудейской пустыни, археологи раскопали небольшую ферму практически тех времен – 8 или 7 века до н.э. И обнаружили всё тот же план дома со складом и загоном для скота. Археологи уверены, что это было единственное поселение на этом холме – от зари времен и до основания нашего поселка около сорока лет назад.
Стояли мы на холме и представляли себе их жизнь: несколько домов, овцы в загоне, огонь в очаге. А вокруг – безлюдная пустыня на многие километры, лишь к западу стоял небольшой город тех времен – Ткоа. Похоже, что такими одинокими фермами и жили наши предки в описанные времена.
Пророк Амос в первых словах своей книги представляется: «Слова Амоса, что был одним из пастухов в Ткоа». Если не прямо на этой, то на точно такой же ферме вырос великий пророк, сначала предсказавший страшные наказания за несправедливость, но закончивший словами, которые так хорошо звучат сейчас на холмах Иудеи и Самарии: «“И возвращу Я изгнанников народа моего, Израиля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники, и будут пить вино из них, и разведут сады, и будут есть плоды их. И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им”, – сказал Господь Б-г твой».