Рано утром 14 июня 66-летний Джеймс Ходжкинсон из Иллинойса приехал в своем белом фургоне в городок Александрию под Вашингтоном, имея при себе многозарядную полуавтоматическую винтовку, пистолет и уйму патронов.
Там он открыл огонь по конгрессменам-республиканцам и их спутникам, которые тренировались на спортплощадке перед ежегодным благотворительным бейсбольным матчем сборных команд законодателей обеих партий. Перед тем как его застрелили полицейские охраны Капитолия, Ходжкинсон успел выпустить с полсотни пуль. Он тяжело ранил политрука республиканцев Палаты представителей Стивена Скалиса и легко ранил Зэкери Барта — помощника конгрессмена Роджера Уильямса, Матта Мику — бывшего сотрудника аппарата Конгресса, а также полицейских Кристал Грайнер и Дэвида Бейли. В машине Ходжкинсона агенты ФБР нашли составленный от руки список его потенциальных жертв-республиканцев, среди которых значились конгрессмены Скотт Дежарлей, Трент Фрэнкс, Джефф Данкан, Джим Джордан, Мо Брукс и Морган Гриффит. Как было установлено, Джеймс Ходжкинсон был матерым леваком, люто ненавидел республиканцев во главе с Трампом, чего не скрывал, и поддерживал социалиста Берни Сандерса, когда тот, как говорят в Америке, «бежал» в Белый дом наперегонки с Хиллари Клинтон. На своей странице сайта Facebook Ходжкинсон назвал Дональда Трампа «предателем», который «уничтожил нашу демократию».
Узнав о расстреле республиканцев в Александрии, сенатор Сандерс в ужасе открестился от такого сторонника. Ошарашенные этим проявлением народного гнева, который они же поддерживают, законодатели-демократы заявили о единстве с республиканцами хотя бы ради физической безопасности. Лидер их меньшинства в нижней палате Конгресса Нэнси Пелози 14 июня призвала к этому, но на следующий день заявила репортерам, что во всем виноват телеканал Fox News — своими «возмутительными комментариями». Пелози напомнила о Грегори Ли Гисти из Сан-Франциско, который в 2010 году, когда она была спикером Палаты представителей, по телефону угрожал ей, что если она проголосует за «Обамакер», то не увидит свой дом в Сан-Франциско, адрес которого назвал. «Его мать сказала, что он просто насмотрелся Fox TV, — объяснила Пелози. — Это могло (его) воспламенить, не знаю, но мать сказала, что это Fox News».
Республиканцы не остались в долгу, и конгрессмен Родни Дэвис в программе Fox News заявил, что антитрамповская «политическая риторика и политический дискурс привели к ненависти и к стрельбе. Конгрессмен Крис Коллинз в интервью радиостанции WBEN в своем родном Баффало выразил слабую надежду, что «демократы умерят тон риторики… гнева и злобы на Дональда Трампа и его сторонников». Конгрессмен Стив Кинг в интервью газете Washington Post подчеркнул, что «Америка разделена, центр Америки исчезает, на улицах появляется насилие, и это исходит от левых». Слабый душок политического единства после стрельбы в Александрии обонялся недолго, и 15 июня обозреватель Майкл Гудвин написал, что хотя «демократы и республиканцы едины в утверждении, будто в нашей политике нет места насилию, контраргументов нет, и следует признать: всё дело в победе Дональда Трампа на выборах и в разнузданной язвительности, которая его окружает».
В ненависти к Трампу, которая так усердно культивируется его врагами, нет и намека на политическое единство. «Нарушая главное социальное табу, — написал Гудвин, — левые элементы открыто нацелились на действующего президента, и слишком много демократов молчат». Молчат и слушают комедиантов. В одном из лучших романов Грэма Грина с таким названием на остров Гаити во времена правления деспота Дювалье одним пароходом прибывают трое с нарицательными фамилиями Смит, Джонс и Браун, вроде наших Иванова, Петрова и Сидорова. По замыслу Грина, они и есть комедианты, так как каждый, преследуя неблаговидные цели, выдает себя не за того, кем на самом деле является. Наши комедианты эстрады и политики не скрывают своей сути и своей цели. В ноябре прошлого года, сразу после победы Трампа на выборах, рэпер и бывший музыкальный журналист Мэрилин Мэнсон выпустил видеоклип, в котором он стоит над лежащим на земле обезглавленным телом мужчины, изображающим Трампа. «Это насчет отчаянных поступков людей, которые верят в проповеди неверующего», — пояснил он изданию Daily Beast. Урожденный Брайан Хью Уорнер взял себе женское имя в честь Мэрилин Монро и фамилию в честь знаменитого культового убийцы Чарльза Мэнсона. В том же ноябре актриса и комедиантка Лия Делария в социальных сетях предложила, как обращаться с Трампом и его сторонниками. «Взять бейсбольную биту, — написала Делария, известная на экране своим образом мужеподобной лесбиянки, — и убивать каждого ё… республиканца и независимого, которого видишь». Далее следовали хэштеги, матерно оскорбляющие Трампа, республиканцев, и белых американцев традиционной сексуальной ориентации.
В январе 2017 года комедиантку и актрису Кэти Рич отстранили от участия в телешоу Saturday Night Live (NBC) за то, что в день инаугурации президента Трампа она в своем твиттере написала, что его 10-летний сын Баррон станет «первым доморощенным стрелком» страны, намекая на воспитанных дома подростков, которые расстреливали одноклассников. В том же январе богородица нашей поп-культуры Мадонна на митинге в Вашингтоне с матерной присказкой заявила, что «ужасно много думала взорвать Белый дом», и хотя затем добавила, что «выбирает любовь», экс-спикер Ньют Гингрич назвал ее фашисткой, которую следует держать под замком. В феврале актриса жанра stand-up Сара Силверман, которая называет себя «еврейским комиком», в своем твиттере призвала американских военных восстать и помочь свергнуть президента США. «Очнитесь и присоединитесь к Сопротивлению, — написала Силверман. — Если военные будут с нами, фашистам конец. Безумному королю и его кукловодам крышка». В марте рэпер, продюсер и актер Снуп Догг выпустил видеоклип, где он под музыку направляет муляж пистолета на клоуна, наряженного под Дональда Трампа. «Представьте, — отозвался в своем твиттере Трамп, — что поднялось бы, направь оружие или выстрели Снуп Дог в президента Обаму? Конец карьеры и все такое. Тюремный срок!» В мае комедиантка и защитница прав сексуальных меньшинств Кэти Гриффин снялась — и этот снимок ненадолго появился в Интернете, — держа в руке залитую кровью-кетчупом маску головы Дональда Трампа.
С 23 мая по 18 июня в открытом летнем театре Delacorte в манхэттенском Централ-парке при постоянном аншлаге шел спектакль по пьесе Шекспира «Юлий Цезарь». Современную трактовку Шекспира представляла труппа «Общественный театр» (Public Theater), и в постановке режиссера Оскара Юстиса герои пьесы были одеты в современные костюмы, причем Юлий Цезарь умышленно походил на Дональда Трампа, а его жена Кальпурния говорила с сильным славянским акцентом, напоминая нашу первую леди. Следуя истории и Шекспиру, на сцене театра Delacorte заговорщики избили и убили Цезаря-Трампа среди декораций, напоминающих зал заседаний Сената США. Среди прочих подобных наездов на Трампа это отличалось, как говорят юристы, особым цинизмом и вызвало протесты. От спонсорства «Общественного театра» отказались компании Delta Airlines, Bank of America и American Express, но его по-прежнему поддерживает медийно-развлекательный конгломерат Time Warner.
Вечером 16 июня в финале избиения и убийства Цезаря-Трампа на сцену театра Delacorte выбежала 24-летняя Лора Лумер, которая успела выкрикнуть: «Прекратите нормализацию политического насилия по отношению к правым!» и «Это насилие по отношению к Дональду Трампу!» Ее спутник Джек Пособик снял эту сцену на свой мобильник и успел крикнуть: «Все вы Геббельсы!», после чего обоих вывели из театра, а Лору арестовали, обвинили в незаконном проникновении, в нарушении общественного порядка и отпустили. Комментируя этот инцидент, репортер New York Times Майкл Полсон отметил, что Лора Лумер «называет себя журналистом-расследователем и активистом правого крыла, которая раньше работала с активистом-консерватором Джеймсом О’Кифом». О Джеке Пособике репортер Times написал, что это «активист, который поддерживает Трампа и был связан с теориями заговоров». В ответ на робкую критику спектакля администрация Public Theater заявила, что «наша постановка ‘Юлия Цезаря’ никоим образом не защищает насилие по отношению к кому бы то ни было. Пьеса Шекспира и наша ее постановка преследуют обратную цель: те, которые пытаются защитить демократию недемократическими средствами, ужасно дорого платят за это и уничтожают то, за спасение чего они борются».
У Лоры Лумер были все основания выбежать на сцену театра Delacorte, где на глазах восторженных зрителей убивали их президента. В своем вольнолюбивом твиттере Дональд Трамп написал, что на стрельбу по политическим противникам Джеймса Ходжкинсона мог подтолкнуть спектакль в Централ-парке. Угрожавший Нэнси Пелози семь лет назад Грегори Гисти признал себя виновным и в декабре 2010 года был приговорен к 21 месяцу тюрьмы с запретом в дальнейшем приближаться к Пелози и членам ее семьи меньше чем на 100 метров. За отрубленные головы Трампа и имитацию его убийства на сцене театра никого ни в чем не обвиняют, поскольку это выражение свободы слова, а не конкретная угроза, хотя с Кэти Гриффин побеседовали агенты Секретной службы.