Игорь Черниховский
Когда 7 июня 1981 года Израиль разбомбил иракский ядерный реактор, весь мир взвыл от возмущения. К тому же, там, вместе с десятью иракскими солдатами погиб французский техник.
Израильтяне же, как и все предыдущие годы, просто, защищали себя, стараясь минимизировать риски, каковыми в данном случае и являлась иракская ядерная программа. Француза, конечно, жаль, но, если смотреть правде в глаза, а также в силу сухой бухгалтерии, одна его жизнь в сравнении с многими и многими тысячами жизней израильтян и многих других, буде Саддам Хусейн получил атомную бомбу, при всём цинизме такового подхода, мало что значит.
В конце концoв, нечего было туда лезть с самого начала, ведь все прекрасно понимали, для чего, с какой целью Ирак развивает ядерную программу. В результате же израильского удара, Саддам был вынужден её полностью свернуть.
Потом, спустя 10 лет, Time напишет: «разбомбив иракский реактор, Израиль оказал услугу мировому сообществу».
Но тогда, повторю, настроения были другие. Слава Б-гу, премьер-министром тогда был Менахем Бегин, которого меньше всего волновало мнение мирового сообщества, когда речь шла о безопасности страны. А вопрос, в данном случае, стоял о существовании государства, да и элементарный здравый смысл диктовал необходимость этой акции.
Да, формально, это было нарушением норм международного права, но с другой стороны, Израиль и без того находился в состоянии войны с арабским миром, а на войне, понятное дело, как на войне.
Это только, почти четверть века спустя, до мира наконец дошло, что при общении с определёнными режимами, все договора и соглашения годятся, главным образом, на подтирку и разговаривать с ними надо другим языком.
Но для этого должен был случиться «Крымнаш». И то сказать, при всём пришедшем понимании, цивилизованный мир не решается на реальные шаги, которые могли бы остановить агрессора. Нет, я не говорю о военных действиях, но есть много других путей заставить врага, а Россия — именно, враг, вернуться в то, что принято называть правовым полем. И не надо говорить про то, что Россия слишком крупный игрок в мировой политике, чтобы идти на такие решительные шаги. По этой логике, страны, ей подобные, могут, вообще, совершенно безнаказанно, творить в мире всё, что им вздумается.
Но вернёмся на Ближний Восток, вернее, к отношениям с режимами, подобными саддамовскому. Две вещи можно сказать о мире, о западном, прежде всего мире, после всего того, что случилось 7 июня 1981 года. Вернее сказать — мир получил два урока, которые, к сожалению, усвоил довольно слабо.
Ужасно то, что и «закрепление пройденного» — катастрофа 9/11 тоже не было усвоено в полной мере. Иначе, мир был бы сейчас другим. Первый урок преподал Израиль и именно этот урок не был усвоен, что и позволило Третьему миру и России преподнести Западу второй, вернее, целую серию вторых уроков, также оставшихся непонятыми и невыученными.
Смысл же обоих уроков заключается в том, что с определёнными режимами, в определённых, весьма нередких ситуациях, то, что принято называть международным правом, абсолютно не действует. Если быть более точным, оно, просто, неприменимо.
Не может, например, Англия строить свои отношения с каким-нибудь Ираком, на тех же принципах, на которых строит, допустим, с Францией. Просто, потому, что Ирак живёт в совершенно другом временном измерении, по совершенно другим понятиям, и ему глубоко чужды все международные нормы, которые веками Европа вырабатывала для себя, а ныне пытается применять ко всему миру в целом.
В этом и заключается трагическая ошибка.
Россия и третий мир живут по своим, только им понятным законам, ментально существуя даже не в 19-м, а гораздо более ранних веках. А значит и относиться к ним нужно, исходя из тех норм, при этом, разумеется, по возможности соблюдая гуманные принципы 21-го века. Именно, по возможности.
Израиль, например, как часть Западного мира, с трепетом относится к человеческой жизни, а потому очень стеснён в средствах сопротивления и борьбы с террористами Хезболлы и ХАМАСа, которые размещают свои установки, обстреливающие мирное израильское население, в самом центре густонаселённых жилых кварталов, на крышах школ и больниц. Вынужденный считаться с этим, а также, с требованиями «людей доброй воли», Израиль лишён возможности адекватно реагировать на террористические атаки.
Враг, между тем, намеренно, на глазах у всего мира, наносит удары именно по жилым кварталам израильских городов. То, что принято считать силой и достоинством западной цивилизации, оборачивается слабостью и смертями невинных людей.
Какой выход из создавшейся ситуации? На мой взгляд, отказаться от многих из нынешних принципов взаимоотношений с Третьим миром, включая те, которые ныне почитаются за основополагающие. Пересмотреть саму концепцию нынешних международных отношений и вернуться, не побоюсь сказать, к принципам 19-го века, к тому, что так прекрасно описал Киплинг в своём «Бремени Белых».
Заранее оговариваюсь – не надо обвинять меня в расизме, я в данном случае не имею в виду цвет кожи. Я говорю о «бремени» западной цивилизации в целом, бремени, которое она должна взвалить на себя, теперь уже, просто, для того, чтобы выжить. Помните, как там у Киплинга:
«…каторжную работу
– Нету ее лютей,
— Править тупой толпою
То дьяволов, то детей.»
Как сказал Экзюпери, мы в ответе за тех, кого приручили.
Пока западный мир правил в том мире, который ныне называется третьим, там были по определению невозможны Аль Каеда и ИГИЛ. Потом Запад устал от груза, который сам взвалил себе на плечи и ушёл. И за эту ошибку, за эту усталость теперь жестоко расплачивается. Настолько, что речь идёт уже о самом существовании западной цивилизации. Но самое страшное, что несть числа тем, кто уже готов уступить место под солнцем алчным и диким пришельцам, тем самым дьяволам и детям.
То, что сделал Израиль в 81-м, и было тем самым «бременем белых», защитой тех ценностей, о которых всё больше и больше забывает цивилизованный мир. Оттого и валят через неплотно закрытые границы миллионы «беженцев», по этой причине взрываются на улицах наших городов нелюди с поясами шахидов.
Что ещё мы можем сделать для этих несчастных? Это уже даже не смешно. Впрочем, это и не было смешно с самого начала. Это омерзительно и подло. Но я знаю, тем не менее, что можно сделать для этих «несчастных». Вспомнить о нём, о бремени белых, которое никуда не делось, как бы некоторые не хотели о нём забыть, не стыдились его.
Вспомнить во имя собственного уже выживания, ибо ошибался любимый мой Киплинг, когда говорил, что Запад и Восток с места не сойдут. Восток уже пришёл к нам. Но Киплинг был тысячу раз прав, когда писал:
Твой жребий — Бремя Белых!
Его уронить не смей!
Не смей болтовней о свободе
Скрыть слабость своих плечей!
Бремя, сброшенное с плеч, даёт лишь ложное чувство облегчения. Реальные же последствия — кровь и смерть. Со времён Киплинга «темные сыны земли» мало изменились, разве что, потеряли страх и научились воевать современным оружием, став тем самым сто крат опаснее. Тогда, в 81-м, Израиль с честью вынес это бремя. Как бы ни было тяжело, никто «Бремя белых» не отменял и поныне. Как бы ни хотелось от него избавиться.
Авторский блог
Июнь 2017
Это еще называлось дипломатией канонерок, если бремя белых кого-то корежит.