Что делать (и делать ли вообще), если во дворе появились две огромные надписи: «Евреи нет!» Не знаю, что думать, газеты с антисемитским бредом всю жизнь в ящики бросают, но лозунги — дело новое. Нет ли в этом опасности для людей? За себя не боюсь, не типичная еврейка. Но остальным-то как? И дети у этих остальных есть…
Ната, Москва
— Не хотелось бы показаться равнодушным или слишком уж «философствующим», но в ответ на Ваше эмоциональное письмо в данном случае могу высказать по поводу антисемитизма лишь общие соображения. В частности, подчеркну, что это явление существует более 3-х тысяч лет. И на протяжении всего этого времени его суть остается неизменной — меняются только формы его проявления. Изменения претерпевал за последние 100 лет и известный нам с Вами, «классический» призыв — «Бей жидов…» Так что, ничего принципиально нового в описанной Вами ситуации не усматриваю.
Как Вам следует реагировать на конкретные проявления антисемитизма в том месте, где Вы живете, мне сказать трудно. Однако же содержание Вашего письма спровоцировало во мне желание поговорить на несколько иную тему. Мне, признаться, очень не понравилось Ваше высказывание — «За себя не боюсь, не типичная еврейка…»
Не хотите ли Вы этим сказать, что еврею не следует выглядеть, как еврей? Что, еврею надо быть хамелеоном, внешне приспосабливающимся к окружающей среде? Такая мысль, сама по себе, даже если Вы ничего не предпринимаете для того, чтобы не выглядеть еврейкой, разрушает связь между душой еврея и Всевышним. То есть, образно говоря, ставит некий барьер между евреем и «источником жизни». Не говоря уже о том, какое влияние такие слова могут оказать на мысли, действия и поведение других евреев.
Не слишком приятное впечатление, мягко говоря, произвела на меня и другая выраженная в Вашем письме мысль — «… но остальным-то как? И дети у этих остальных есть». Хорошо, конечно, что Вы думаете о чьих-то еврейских детях. Но какой в связи с этим напрашивается вывод?
На мой взгляд, результатом истинной заботы о настоящем и будущем еврейских детей могло, и должно было бы стать достаточно ясное осознание того, что осмысленная жизнь еврея возможна только в Эрец-Исраэль.
И не потому, разумеется, что среди нас в Израиле не живут антисемиты — здесь вопли арабов «итбах аль яhуд!» («режь евреев!») слышны на протяжении сотни лет, включая современность. Но потому, что сама жизнь еврея на основе Торы в Эрец-Исраэль наполнена не сиюминутным, а вечным смыслом. И ни бандитские устремления, ни нападки антисемитов не способны ни на йоту изменить этот смысл. Каждый день жизни здесь полон реального содержания. Тогда как жизнь вне Израиля, сама по себе, независимо от того, есть там бандиты или нет, лишь условно можно назвать «жизнью». В наибольшей степени точности сущность данного понятия определяется словом «существование». А уж если антисемитизм поднимает голову и начинает проявляться открыто и явно, тогда и существование становится отравленным. И в этом принципиальное и вечное различие между Эрец— Исраэль и любой другой точкой Земного шара.
Отвечает рав Элиягу Эссас