Лицом к лицу с правдой о себе

Предыдущая глава кончается тем, что Иосеф требует отдать ему в рабы Биньямина, у которого нашли якобы украденную, а на самом деле подкинутую ему, по распоряжению Иосефа, чашу.

Тогда Иеуда предложил себя в рабы вместо Биньямина, объясняя Иосефу, что их отец не вынесет смерти Биньямина, что он уже потерял одного сына и умрет, если потеряет второго. Иосеф открывается братьям, утешает их в их раскаянии. Братья отправляются за отцом, и вся семья переезжает в Египет.

Иосеф признается братьям: «Я Иосеф, жив ли еще отец мой?» Далее сказано: «Но не могли его братья отвечать ему, потому что они смутились перед ним» (Берешит, 45:3).

Об этом эпизоде мудрецы говорят: «Горе нам от дня Суда, горе нам от дня упрека. Если так поразил братьев упрек Иосефа, младшего из колен, что будет с нами, когда мы предстанем перед Всевышним и Он скажет каждому из нас, «как он есть». Так выразились мудрецы — «как он есть», т. е. о каждом — так, как это есть на самом деле.

Вполне понятно, что слова Иосефа были для братьев полной неожиданностью и что они чувствовали себя виноватыми перед ним. Было от чего «смутиться» до такой степени, чтобы даже не ответить на его простой вопрос. Но о каком упреке говорят мудрецы? Разве Иосеф обвиняет братьев? Напротив, Тора сообщает, что Иосеф сразу утешил их: «Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Б-г перед вами» (45:5).

Это с одной стороны. С другой стороны, непонятен и вопрос Иосефа об отце — «…жив ли еще отец мой?» Мало того, что при втором приходе братьев в Египет они рассказывали ему об отце, но ему известно и то, что только с разрешения отца братья привели сюда Биньямина. Только что Иеуда объяснял Иосефу, каким тяжелым ударом для отца будет смерть сына. Отец постоянно упоминается в разговорах Иосефа с братьями; они только что из дому и никакой новой информации об отце к моменту описываемого разговора не получали. Так к чему же этот праздный вопрос?

Бейт а-леви детально анализирует этот эпизод. Изложу здесь только основную линию его рассуждений.

Что значит — сказать человеку, «как он есть»?

Из чего видно, что Иосеф упрекает братьев? Где этот упрек?

И, наконец, что такое упрек?

Упрекнуть, говорит Бейт а-леви, значит, поставить человека лицом к лицу с его собственными действиями. Вопрос Иосефа «жив ли еще отец мой?» — не вопрос, это выражение удивления: мой отец смог пережить, перенести мое исчезновение, возможно, мою гибель? Это намек на аргументы Иеуды, что отец не переживет ареста Биньямина. Либо отец не может пережить ни то и ни то, либо он может пережить и то, и то.

Иначе говоря: ты не можешь нанести отцу такой удар. Но ведь такой удар ты ему уже нанес!

Своим вопросом Иосеф ставит братьев лицом к лицу с их собственным действием. Не называет его, а показывает, и это — самый сильный упрек из всех возможных.

Когда это произойдет с нами, когда Всевышний со всей ясностью покажет нам наши поступки, рухнут аргументы, которыми мы себя оправдывали.

Бейт а-леви приводит два примера того, как наши действия уничтожают наши же оправдательные аргументы. В одном из примеров он опирается на стих из Мишлей (Притчи Шломо), в котором сказано: оправдывающий злодея и обвиняющий праведника — оба противны Г-споду. Но если один и тот же человек делает и то, и другое, говорит Бейт а-леви, это исключает любые самооправдания. Скажем, человек находится в нормальных и дружелюбных отношениях со злодеями, объясняя это тем, что надо жить в мире со всеми людьми. Допустим. Но это объяснение теряет всякую силу, если, обидевшись за что-то на праведника, он устраивает шумный публичный скандал. Противоречивое поведение делает наглядным ложность оправданий.

Еврей должен заниматься Торой — это его обязанность. Но на вопрос, почему же он Торой не занимается, он отвечает не только другим, но и самому себе), что называется, ума не хватает. Не замечая, что для других занятий, скажем, профессиональных, способностей у него вполне достаточно. И когда ему будет на это указано, он увидит правду во всей ее полноте.

Все мы склонны себя оправдывать и видеть себя «хорошими». Но такое видение требует самопроверки. Мы способны и сами показать себе правду. Для этого надо только честно подумать о том, что мы делаем и как живем.

toldot.ru

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Рав Бенцион ЗИЛЬБЕР

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора