В здании синагоги Жолквы (Львовская область) при поддержке Совета Европы и Европейской Комиссии может быть создан региональный культурный центр. Евреи появились в этом городе на границе Галиции и Волыни практически со дня его основания в 1597 году. С 1601 года здесь существовала Еврейская улица, которая вела к Еврейским воротам — одним из четырех ворот городской стены.
В 1687 году община получила разрешение на строительство каменной укрепленной синагоги на месте сгоревшей деревянной, причем, камень для храма владелец города король Ян ІІІ Собесский разрешил брать из своих каменоломен. Открытая в 1698 году синагога «Собески шул» стала одним из крупнейших в Европе оборонительных сооружений в стиле позднего ренессанса — ее архитектором, вероятно, был личный «муратор» польского короля Петр Бебер. Говорят, она выглядела столь изысканно, что католическое духовенство запретило белить здание, дабы оно не затмило красоту местных костелов. Синагога сразу вошла в систему городских укреплений, да и сама, благодаря мощным стенам с бойницами, могла использоваться как сторожевая башня, на крыше которой даже размещалась артиллерия. В XVIII столетии к синагоге достроили западную часть и контрфорсы.
С середины XIX века в городе развивается меховая промышленность, в которой заняты сотни еврейских рабочих. Это не могло не сказаться на демографии — в 1890 году из семи тысяч горожан более половины составляли евреи. Община содержала Талмуд-Тору, сиротский приют, просветительные и благотворительные учреждения. Не забывали и о синагоге — в 1908 году была выполнена роспись интерьера, а в 1935 году здание отремонтировали.
Вторая мировая пришла в польскую Жолкву 18 сентября 1939 года, когда ее оккупировали немцы, правда, всего на шесть дней, поскольку 24 сентября город в соответствии с пактом Молотова — Риббентропа вошел в состав СССР. Сюда, спасаясь от нацистов, устремились сотни еврейских беженцев, часть из которых была выслана в глубь Советского Союза летом 1940 года. К чести евреев Жолквы они создали комитет помощи депортированным и помогли им выжить в ссылке.
Всерьез и надолго немцы заняли город 28 июня 1941 года и уже на следующий день попытались взорвать синагогу. Взрывом были разрушены перекрытия, опорные колонны и женская галерея, но… здание выстояло. Судьба общины была трагичнее — большинство евреев Жолквы нацисты депортировали в лагерь смерти Белжец, остальных уничтожили в марте 1943-го. К моменту освобождения в июле 1944 года в городе оставалось около 70 евреев, прятавшихся в тайниках, в лесу или у соседей-неевреев.
Что касается синагоги, то ее в 1955 — 1956 годах частично восстановили, воссоздали утраченные своды молитвенного зала, отреставрировали крышу и впервые (!) отштукатурили стены. В 1963 году здание внесли в Реестр памятников архитектуры, что не мешало использовать его как склад до начала 1990-х. В 1980 году возникла идея перепрофилировать синагогу в музей, но она так и осталась нереализованной. В 2000-х начавшаяся было реставрация из-за нехватки средств быстро сошла на нет.
На сегодняшний день евреев в городе нет, на месте еврейского кладбища — рынок, часть мацев пошли на мощение улиц. Собственно, и потомков коренных горожан, живших здесь до войны, почти не осталось — евреев уничтожили, поляки выехали, многие украинцы мигрировали в крупные города. Тем не менее Жолкву сложно назвать городом без прошлого — здесь 55 памятников архитектуры, а центральная часть имеет статус историко-архитектурного заповедника.
В прошлом году в ходе археологических раскопок поблизости городской синагоги были обнаружены фрагменты еврейского квартала — в частности, утварь с еврейскими клеймами, ханукия конца XIX — начала XX века и т.п. При этом единственным уцелевшим объектом, напоминающим о еврейской общине, остается синагога. И выпуск Национальным банком памятных монет номиналом 5 и 10 гривен с изображением «Собески шул» проблему здания не решит.
Нынешняя попытка найти средства на реставрацию синагоги, пребывающей в аварийном состоянии, — далеко не первая. Реставрационные работы оцениваются в 1,3 млн. евро — эти средства городские власти надеются привлечь при помощи проекта COMUS под эгидой Совета Европы и Европейской Комиссии. Если одну из известнейших синагог Европы удастся восстановить, то следующим шагом дирекция местного историко-архитектурного заповедника видит создание туристического центра для евреев-паломников, что потребует восстановления здания еврейской школы и соответствующей инфраструктуры. Для ренессансного городка с населением в 13 000 человек без промышленных объектов и градообразующих предприятий интерес к еврейской истории может быть успешно монетизирован. Кого-то покоробит столь меркантильный подход, но… Видимо, это более действенный способ сохранения еврейского наследия, чем ожидание помощи от еврейских общин, которые часто не в состоянии содержать даже действующие синагоги.
Борис ВАЙНЕР
hadashot.kiev.ua