Рок неразделенной любви

На нынешней неделе в израильском парламенте — Кнессете произошло событие, оставшееся незамеченным не только международной общественностью, всемирным еврейством, но и самими израильтянами. Хотя оно касалось всех их непосредственно, большинство узнает о нем лишь из этой публикации. А событие знаковое.

Фракция партии МЕРЕЦ, возглавляемая уроженкой Вильнюса Захавой Гальон, которая, не будь Закона о возвращении в еврейском государстве, так и не оказалась бы на земле Израиля.

На законодательном уровне (то есть официально и юридически обосновано — с голосованием на пленарном заседании парламента) евреев собирались лишить права на возвращение, еврейское государство лишить национальности, день его провозглашения сделать днем скорби, а траурные мероприятия проводить за его же счет.

Стоит внимания? Сообщаю с подробностями…

Сравнить накбу с поводом

В среду фракция «Объединенный арабский список», куда входят все депутаты от арабских партий, вынесла на голосование Кнессета сразу два своих законопроекта.

Первый, предложенный Ахмадом Тиби, предусматривал придание государственного статуса Дню накбы — палестинской «Катастрофы», под которым и которой израильские арабы вместе с их зарубежными собратьями понимают создание Государства Израиль и в меру сил отмечают в день провозглашения этого государства, обеспечивающего среди прочего тому же доктору Тиби парламентскую неприкосновенность и депутатскую зарплату. Избавляя его тем самым, тоже среди прочего, от необходимости даже заглядывать в то место, где он должен был бы добывать свой хлеб, согласно полученной специальности. Я имею в виду, конечно, гинекологическую клинику, а не то, что вы могли второпях подумать.

Полагаю, что на экстравагантную законодательную инициативу отмечать на государственном уровне день образования государства как «день катастрофы», Ахмада Тиби натолкнуло недавнее принятие закона партии «Наш дом Израиль» о праздновании в Израиле Дня Победы. Дали «русским» отмечать свой день под государственным статусом — дайте и арабам, все должно быть по-честному. Тому, кто отождествляет Катастрофу, в которой погибли шесть миллионов безоружных евреев в Европе, с политическим и военным поражением арабов в войне, которую они сами объявили, называет тем же словом и не видит разницы между явлениями, нет смысла объяснять, что день победы над нацизмом ни для каких евреев не чужой — хоть русских, хоть нерусских. Другая логика.

Закон об отмене государства

Второй законопроект выдвинула товарищ Тиби по фракции, депутат Аида Тума Слиман. Он предусматривал, ни много, ни мало, изменение характера государства. Оно, согласно новой формулировке, должно быть не «еврейским демократическим», как сейчас, а по-прежнему демократическим, но — «государством всех жителей».

17437759_294319931002134_83744973144457216_n

Ничего экстравагантного в этой предложении нет. Его давно и часто высказывают многие левые израильские гуманисты, настаивающие на том же самом. Именно на этом основании, в частности, — «чтобы не травмировать арабских студентов» — было несколько недель назад отменено решением руководства факультета гуманитарных наук Еврейского (!) университета в Иерусалиме исполнение Государственного гимна «А—Тиква» на церемониях вручения дипломов.

В самом деле, гуманно ли заставлять их — ладно, не петь, но даже слушать про еврейскую мечту быть свободным народом на своей земле (а именно так поется в гимне)? Разве это их мечта? Разве они считают эту землю еврейской? Учиться в еврейском вузе, одном из лучших университетов мира, за счет денег еврейских налогоплательщиков в еврейском государстве — куда бы ни шло. А вот слушать гимн этого государства — невыносимая травма.

Но если представить себе, что закон, который внесла арабский депутат и с которым согласны многие ее еврейские сограждане, прошел, дело не обошлось бы только песней, даже если она гимн. Пришлось бы менять статус государства и множество его основных законов.

В частности, Закон о возвращении, благодаря которому все мы оказались здесь, следовало бы либо отменить, либо распространить и на палестинских арабов. С еврейским большинством было бы покончено моментально, как и с еврейским государством — естественным путем.

Но пока еврейское большинство не только в стране, но и в Кнессете еще существует, оба законопроекта были провалены голосованием.

Однако самое интересное начинается именно здесь.

Голосование отсутствием

«За» проголосовали всего 11 депутатов. Все присутствовавшие члены арабской фракции и один — от «Сионистского (!) лагеря»: Зоир Баалуль. Неполиткорректно напоминать, но тоже араб. Это, в общем, не вызывает удивления.

Гораздо симптоматичнее — кто не проголосовал «против». Фракция партии МЕРЕЦ, возглавляемая уроженкой Вильнюса Захавой Гальон, которая, не будь Закона о возвращении в еврейском государстве, так и не оказалась бы на этой земле, и в этом парламенте, в Кнессете присутствовала, но в зал для голосования демонстративно не вошла. Чем проявила максимальную для сионистской партии поддержку законопроектам по отмене сионистского характера государства. МЕРЕЦ очень четко обозначила свою сторону в противостоянии. Проголосуй она «за» — как быть с ее вывеской еврейской и сионистской? Проголосуй «против» — как смотреть в глаза избирателям, значительная часть которых согласна с отменой еврейского характера государства, и своим арабским братьям? Так что усесться между стульями — самое место и самое время.

Никакой сенсации в этом, конечно, нет. Есть только момент истины. МЕРЕЦ — наиболее последовательная и непримиримая левая партия. Она левее многих в этом лагере, но суть его всего выражает с максимальной откровенностью. То, что у так называемых умеренных левых на уме, у нее — на лице, во всех действиях.

У израильских левых давно не осталось своей социальной идеологии. Вся она — политическая, и вся сосредоточена на умиротворении арабов. Так формулируются «общечеловеческие» ценности в этом лагере. Поиски любви и признания у арабов — их панацея.

В отношении арабов эта любовь безответна. И МЕРЕЦ, как передовой отряд левых, испытывает это на себе первой. Перед выборами Захава Гальон пыталась договориться о разделении «остаточных голосов» с самым близким по своей политической платформе движением — Объединенным арабским списком. Те с гневом отвергли это предложение, мотивируя тем, что не желают заключать никаких союзов с сионистской партией.

По логике, надо было бы сделать из этого выводы. Но последовательные левые отличаются как раз тем, что готовы пренебрегать логикой, если она противоречит их идеям. Они обречены на безответную любовь.

«Красная карточка»

Именно потому у левых нет никаких шансов вернуться к власти в Израиле. У МЕРЕЦа достаточно стабильный электорат (впрочем, как и у арабов). Их избиратель будет с ними всегда, лишь частично перетекая в смежные левые партии и обратно. Вместе с отдельными политиками. Так, «архитектор Осло» Йоси Бейлин, достигший своих главных высот в «Аводе», в период упадка родной партии вышел из нее и вскоре возглавил МЕРЕЦ. Яэль Герман сделала свою политическую карьеру в МЕРЕЦе, но перешла в «Еш Атид», получив почетное третье место в списке Лапида, а затем и пост министра здравоохранения. Некоторые наиболее яркие депутаты от «Аводы» (нынешнего «Сионистского лагеря») по взглядам, высказываниям и поведению — чистые мерецники, но пока парламентская скамья в Сионлаге длиннее, чем в МЕРЕЦе, им на ней просторнее. Ситуация изменится (а так оно и будет на следующих выборах) — перейдут без всякой ломки, не испытывая никаких неудобств. Массово перетекает сегодня от «Аводы» к «Еш Атиду» ее электорат.

Все это миграции внутри лагеря — как рыбные косяки в одном пруду. На общее количество избирателей, готовых голосовать за левых, это никак не влияет. Разве что прибьются те, кто готовы обманываться предвыборной риторикой, как уже было, когда, например, Эхуд Барак в 1999-м собирал голоса, глубоко упрятав свою левизну за боевым прошлым, и тут же вытащил ее, едва став премьером. Тот же трюк почти с тем же эффектом совершили Эхуд Ольмерт и Ципи Ливни в 2005-м. Разве можно было за предвыборными посулами разглядеть их последующую левизну? А нужно было.

Готовым и впредь обманываться надо в качестве сыворотки правды смотреть на МЕРЕЦ. Многие склонны не замечать эту маленькую теперь партию, считая смешными маргиналами. Неправильный взгляд. На МЕРЕЦ надо смотреть не в отдельности, а как на часть системы сообщающихся сосудов, чем и является левый лагерь. Перетекание из одного в другой (как политиков, так и электората) — не случайное явление, а условие существования. Или — энергии («мерец» на иврите и означает «энергия»). Так они сохраняют общую массу и общую силу.

МЕРЕЦ — не ошметки безбашенных леваков. Она — их квинтэссенция. Все, к чему стремятся левые и чем они неизбежно становятся, но боятся признаваться заранее, МЕРЕЦ демонстрирует с предельной честностью. Все, что мы хотим знать про них, можно увидеть по ней.

Вот почему шансов на возвращение к власти у левых нет.

По существующему раскладу, никакая левая партия, даже называющая себя «партией центра», не сможет сформировать коалицию, не пригласив в ее состав либо арабов, либо МЕРЕЦ, а то и обоих. Про первых понятно, да они и сами не пойдут. Должно быть понятно и с МЕРЕЦ. На любой намек союза с ней должна последовать «красная карточка» от избирателей.

Так что, когда израильтян в следующий раз перед выборами будут пугать левой угрозой — бояться им нечего. Ее нет, она — между стульев, как МЕРЕЦ на голосовании в минувшую среду.

Фронт диаспоры

А вот для евреев диаспоры, в частности, самой крупной и влиятельной — американской — и прежде всего русскоязычных евреев США это утешение не годится.

Позицию диаспоры, в том числе по отношению к Израилю, определяют международные еврейские организации. А их политику, в свою очередь, координируют и направляют руководящие органы этих организаций. Они избираются демократическим путем, в выборах могут принимать участие все евреи диаспоры, но большинство русскоязычных евреев до сих пор не имеют об этом понятия — и не голосуют.

Ведущей организационной структурой еврейского мира является Всемирный сионистский конгресс (ВСК). Это своего рода всемирный еврейский парламент. В его ведении находятся такие могущественные органы, как Всемирная сионистская организация (ВСО), Еврейское агентство Сохнут, Еврейский национальный фонд (Керен каемет ле-Исраэль), Фонд основания Израиля (Керен ха-ясод) и другие. Именно Конгресс определяет политику этих и других еврейских организаций, в том числе распределение немалых средств, поступающих от еврейских финансовых доноров со всего мира и находящихся в распоряжении ВСК.

В руководящих органах Конгресса пропорционально представлены все израильские парламентские партии и общины диаспоры. Представительство первых определяется израильскими выборами, вторых — выборами в диаспорах. Но так как русскоязычные общины голосуют мало, их роль там до недавнего времени была ничтожной.

Еще три года назад американское еврейство представляли в ВСК 145 депутатов. Из них русскоязычных был всего один! Лишь на последних выборах, в 2015 году, благодаря кампании, проведенной Всемирным движением НДИ и Американским форумом русскоязычного еврейства, удалось увеличить число делегатов до десяти. Что, хоть и больше в десять раз, но все равно мало.

Какое все это имеет отношение к нашей теме? Самое прямое. Известно, насколько политические позиции большинства русскоязычных евреев США отличаются от взглядов американского еврейского истеблишмента. Президентские выборы показали это и статистически. То же характерно и для западноевропейских общин.

Все это отражается и в деятельности ВСК, решениях, принимаемых его исполнительными органами. Левые делегаты составляют там около трети. Позиции МЕРЕЦ там сильнее, чем в Кнессете. Мерецники получают полную поддержку в своих экстравагантных инициативах от реформистов и «Сионистского лагеря», которому в международных организациях нечего стесняться своей левизны, как в Израиле.

Так, МЕРЕЦ пытался лишить финансирования ВСК помощи поселениям за «зеленой чертой» и на границе с сектором Газа, настаивал на том, чтобы средства еврейских доноров расходовались на прием африканских нелегалов в Израиле. Эти инициативы удалось блокировать, только благодаря мобилизации правых голосов, буквально на грани.

Сегодня у правых в ВСК весьма шаткое большинство. Русскоязычные евреи Америки, которым небезразличная судьба Израиля, в состоянии улучшить ситуацию. Надо только на следующих выборах в Конгресс (они состоятся в конце 2019 года) принять в них участие и мобилизовать на голосование родственников и друзей, чтобы существенно увеличить свое представительство.

Владимир БЕЙДЕР

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора