США и Израиль – новая страница

Визит президента США Дональда Трампа в Израиль здесь называли историческим задолго до того как он произошел, что можно было сравнить с чрезмерным восторгом провинциального родственника в ожидании приезда богатого столичного дядюшки. Но теперь, когда он уже состоялся, можно взвесить степень преувеличения. Исторический, не исторический – время покажет; вблизи историю не разглядеть. А вот этапным этот визит был. Израильтянам есть с чем сравнивать, и главное – с кем. Восемь лет правления Барака Обамы оправдали худшие опасения, которые возникли сразу же после его появления в Белом доме и, в частности, – в его первом зарубежном визите на президентском посту. Он тоже был на Ближний Восток, но не включал   Израиль, что в Иерусалиме тогда сочли оскорбительным намеком, впоследствии оказавшимся верным. Зато Обама посетил Каир, где выступил в местном университете с программной речью, полной льстивого прославления ислама и признаний любви к мусульманскому миру.

Многие до сих пор считают, что эта речь стала катализатором «арабской весны», от которой до сих пор лихорадит регион и которая обошлась сотнями тысяч загубленных жизней. Дело, видимо, все же не в речи, но последующий ближневосточный курс Обамы, наметки которого можно было в ней услышать, действительно способствовал тому кровавому хаосу, который теперь характеризует весь Ближний Восток и несет угрозу всему остальному миру.

Обама – человек идеи. Не обладая никаким опытом в международных делах, он с самого начала, как это вообще свойственно идейным левакам, решил, что знает, кто здесь прав, кто виноват, и как надо поступать, чтобы было правильным. Ему были ясны, как день, все проблемы и пути их решения. Что народные массы, какими бы они ни были, должны сами определять свою судьбу – никакой разницы, будь то ливийские бедуины или швейцарские клерки. Что причина нестабильности Ближнего Востока и агрессивности мусульман – палестино-израильский конфликт; стоит его уладить – все наладится, а уладить его легко: Израиль должен удовлетворить все требования арабов – и наступит мир; всех-то делов – на два месяца, только сначала надо ликвидировать поселения. И это немедленно.  Действительное положение вещей никак не соответствовало этим постулатам. Если у кого-то и были такие иллюзии, «арабская весна» и сирийская война опровергли их.

Но Обама не позволял реальности менять свои планы, убеждения и оценки. Его разочарование в Израиле, который бывший президент продолжал считать основным препятствием к миру в регионе, и арабами, занявшимися с особой жестокостью разборками между собой, вместо решения проблем палестинцев, выразилось в двух стратегических разворотах.

US President Donald Trump and his wife Melania, center, stand in attention during welcome ceremony accompany by the Israeli President Rueben Rivlin and his wife Nechama, on the left, and Prime Minister Benjamin Netanyahu and his wife Sarah in Tel Aviv, Monday, May 22,2017. (AP Photo/Oded Balilty)

Во-первых, он сделал ставку на Иран. Инициировал и довел до подписания сделку мировых держав с ИРИ, вопреки яростному сопротивлению Израиля и шоку давних союзников США – суннитских арабских стран. Эта сделка лишь отсрочила появление у аятолл ядерного оружия, зато обеспечила  исламистский шиитский режим огромными средствами для спонсирования террора и укрепления военной мощи, стимулировав гигантскую гонку вооружений в регионе. Во-вторых, практически устранил США от решения ключевых проблем Ближнего Востока, лишил свою страну всякого влияния в нем. Свято место пусто не бывает. Освободившуюся нишу заняла Россия, которая вместе с Ираном теперь определяет ход конфликтов здесь и последующую судьбу ближневосточных государств без участия Америки.

Весь этот экскурс в прошлое нужен нам для того, чтобы понять, почему свой первый зарубежный визит Дональд Трамп начал с Ближнего Востока, с чем он сюда приехал, какую картину застал и какие колышки вбил в эту горячую землю.

Тревожная сделка

В Израиле нового президента США встречали с надеждой и тревогой. Надежды понятны: Трамп позиционирует себя как противоположность Обаме, отношения которого к еврейскому государству были на грани конфронтации, а теперешний хозяин Белого дома заявлял о своем расположении к Израилю в самых лестных выражениях еще со времен своей предвыборной кампании. Но израильтяне, хоть и живут на Востоке, где цветистые речи часто значат больше, чем дела, не спешат верить предвыборной риторике даже своих лидеров, тем более чужих.

Для тревог основания были. Главная возникла в первый день ближневосточного визита. В Эр-Рияде президент объявил о заключении невиданной, гигантской сделки. Полный объем ее превысит 300 млрд. долларов, из них уже на первом этапе  Саудовская Аравия получит новейшего вооружения и военных услуг более чем на сто миллиардов.

В Израиле внимательно следят за вооружением арабских соседей. Существующий паритет, который США обязались сохранять, предполагает, что у ЦАХАЛа всегда будет качественное преимущество перед потенциальными противниками, которыми в регионе являются все. Как сохранить этот паритет при таких гигантских поставках саудовцам – непонятно.

Заявленная сделка в десять раз превышает объем военной помощи США Израилю, а первый ее этап вдвое больше всего военного бюджета еврейского государства, в котором значительную часть составляют зарплаты и пенсии военнослужащим. То есть, если брать только расходы на вооружение, преимущество у саудовцев окажется не вдвое, а, по крайней мере, втрое.

Как и за счет чего можно компенсировать такую разницу в объемах, остается загадкой, не исключено, что вообще невозможно. Во всяком случае, министр обороны Израиля Авигдор Либерман осторожно выразился, что он почувствовал себя «некомфортно», узнав о сделке.

Мотивы Трампа можно понять. При всех заявлениях о дружественных отношениях к Израилю он преследует прежде всего американские интересы. И помнит о своих предвыборных обещаниях, главными из которых были подъем экономики Штатов и увеличение занятости. Саудовская сделка обеспечит заказами оборонную промышленность и смежные с ней отрасли надолго, даст сотни тысяч новых рабочих мест.

Видны в этом шаге и другие преимущества, о которых пока вслух не говорят, по крайней мере, официальные лица, по крайней мере, сегодня.

Кроме очевидной экономической выгоды для США, есть и стратегическая. Саудовскую Аравию вооружают и армию ее укрепляют для того, чтобы она была в состоянии противостоять ее главному противнику в регионе. А это, понятно, не Израиль, а Иран. Пока что иранская армия и гвардия – Корпус стражей исламской революции (КСИР) – самая грозная сила в регионе. Осознание этого вдохновляет аятолл на разжигание конфликтов и вмешательство в дела соседних государств для обеспечения своей гегемонии. Саудовская Аравия и государства Персидского залива противостоят ей, как могут, но могут они мало. Богатым суннитским странам все равно пришлось бы вооружаться. Деньги у них есть, а у кого купить, нашли бы. США мощной сделкой заняла этот емкий рынок.

И это тоже – выполнение предвыборных обещаний Трампа. Когда он заявлял, что Америка не должна обеспечивать безопасность своих союзников за свой счет, напряглись, в первую очередь, европейцы, японцы и корейцы. Но горячее всего – на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия станет первой, кто заплатит за свою оборону сама, и заплатит по адресу – Америке.

Есть здесь еще один не объявленный пока аспект. Если Иран, преследуя свои интересы или в ответ на усиление санкций США, то же гипотетическое прекращение «ядерной» сделки с мировыми державами, развяжет войну, даже локальную,  кому с ним воевать? Опять США и странам НАТО, Израилю? Пусть это будут суннитские арабские войска. Но они должны быть соответствующе вооружены и обучены.

Ситуация выглядит почти идеальной. Однако никто не знает сегодня, что станется с саудовским королевством и другими суннитскими режимами завтра. Пока их почти не коснулась «арабская весна», но и в Сирии, помнится, ничто ее не предвещало. Если произойдет и там, кому достанется вся эта масса современного оружия, куда его повернут хорошо обученные американцами военные? Все это волнует Израиль самым серьезным образом. И во всей этой ситуации здесь видят наследие Обамы. Это он усилением Ирана, в том числе экономическим, благодаря «ядерной сделке», подтолкнул регион к невиданной гонке вооружений. Как сказал на днях тот же Либерман, в прошлом году объемы оружейных сделок в регионе достигли небывалого уровня – 215 млрд. долларов.

Как этой взрывоопасной массе противостоять маленькому, лишенному дармовых нефтяных доходов Израилю, оборонная стратегия которого базируется на готовности противостоять всем потенциальным противникам в регионе?

Об этом, видимо, беседовали за закрытыми дверями Трамп и члены его делегации с израильским руководством. А вот договорились ли до чего конкретного – неизвестно. Местные обозреватели считают, что США должны пойти на увеличение оговоренных объемов военной помощи еврейскому государству с учетом изменяющихся условий.

Пустые хлопоты

После такой гигантской и удачной со всех сторон (по крайней мере, на взгляд американской администрации) сделки визит собственно в Израиль выглядел ритуальным, неделовым, гораздо менее помпезным и более эмоциональным, чем официальным, почти семейным.

Последнему ощущению способствовало и то, что Трамп взял с собой своего еврейского зятя, по совместительству политического советника по Ближнему Востоку, Джеральда Кушнера, и дочь Иванку, поразившую израильских мачо своей ангельской красотой, а прекрасную половину – своими нарядами. При встрече в аэропорту фотокорреспонденты и операторы бросились снимать именно ее, вышедшую из самолета раньше президентской четы, и когда на трапе появился Трамп, их пришлось разворачивать к главному герою события едва ли не силой.

Но мы о тревогах… Еще до отъезда из Вашингтона Трамп заявил, что намерен предпринять усилия для разрешения палестино-израильского конфликта, и выразил уверенность, что мирного урегулирования (он употребил свое любимое выражение «хорошая сделка») при его деятельном участии можно добиться за год. Обама, как уже упоминалось, собирался все уладить за два месяца. Разница только в сроках, не в подходе.

На моей памяти не было еще американского президента, который, взойдя на пост, не брался бы первым делом быстро и эффективно разрешить, наконец, этот конфликт. Откуда у них у всех такая уверенность, что конфликт, длящийся сто с лишним лет, существует и не поддается урегулированию только потому, что дожидался именно их, для меня большая загадка. Видимо, победа на президентских выборах главной страны мира вселяет такой заряд самонадеянности, что происходящее на ближневосточных задворках и впрямь кажется сущим пустяком недавних победителей.

Но факт остается фактом – Трамп не стал исключением.

Большинство израильтян, на собственной шкуре познавших множество попыток таких кавалерийских наскоков, эта предстоящая новая — настораживает. Неизвестно, есть ли у Трампа и его окружения конкретный план урегулирования, и чем он отличается от всех прежних. Опыт подсказывает, что, в конце концов, все сведется к требованиям новых уступок от Израиля, которые он не сможет не только выполнить, но и принять, и требований к палестинцам взять на себя обязательства, которые те не собираются выполнять.

40c3b2d700000578-0-image-m-47_1495676772746

Если у Трампа есть какое-то преимущество перед его предшественниками, то оно заключается в трех вещах. Первое – сам Трамп с его опытом бизнесмена и подходом к политическим делам, исходя из того же опыта: сделка есть сделка, и бесплатных сделок не бывает.

Второе – что он уже в Эр-Риаде начал создание суннитской коалиции против Ирана, которая предполагает явное или опосредованное участие Израиля. Это отчасти соответствует наиболее продуктивному израильскому подходу, суть которого в том, что урегулирование с палестинцами возможно только в рамках общерегионального договора. Арабские страны становятся гарантами выполнения обязательств с палестинской стороны, поскольку сами палестинцы за себя отвечать не могут, и нет у них лидера или органа, способного брать ответственность за всех.

Третье – Трамп уже заявил в ходе встречи с главой ПА в Вифлееме, что палестинцам точно придется платить за заключение сделки. И первая плата объявлена: прекращение выплат стипендий террористам из бюджета автономии, формируемого из зарубежных пожертвований.

Вряд ли это приведет к результатам. Переговоры при посредничестве США будут. Но переговоры — еще не сделка.

А пока в Израиль прибывает представитель президента по продвижению этих переговоров. Оптимизма у израильтян по поводу них нет.

Есть разница между прежним президентом и нынешним. Трамп заявил в Иерусалиме две важнейшие для них вещи. Первая: США при его администрации будут всегда на стороне Израиля. Вторая: Иран никогда при нем не получит ядерного оружия, и его усилия по спонсированию террора будут пресекаться.

Этого уже много, а остальное – как Б-г даст. Свою записку Трамп вложил в Стену Плача, воспользовавшись местной связью.

Владимир Бейдер

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

1 комментарий к “США и Израиль – новая страница

  1. Левые Израеле к «сожелению» не смогут обеспечить ЯО Иран, но найдут1000 причин не переводить посольства в Иерусалим. Половино которого они давно сдали арабам.
    Вторая страна Газа сниться им каждый день.
    Что легче: Освободить Израель от офисов терры мечетей, освободить Иерасалим от терры или ничего не делать и не обращать внимание на теракты?

Обсуждение закрыто.