«У нас есть совместные интересы с Россией. Но в конце концов – интересы Израиля и России противоположны. Кто поддерживает Иран, кто им поставляет зенитно-ракетные комплексы С-300, кто сотрудничает в Сирии с «Хезбаллой»? Это делается (Россией) не напрямую против нас. При этом ясно, что ни один глава правительства Израиля не хочет конфликтовать с Россией, она слишком сильна», – заявил Рам Бен-Барак, заместитель главы Мосада, который в 2004-2011 годах возглавлял отдел специальных операций внешней разведки Израиля.
Оценивая отношения двух стран, Бен-Барак отметил: «В делах с русскими надо быть очень осторожными. Никто не хочет ссориться с Путиным. Россия сегодня – друг Израиля. Отношения главы правительства Биньямина Нетаниягу с президентом Владимиром Путиным замечательные, и у министра обороны Израиля Авигдора Либермана также есть с российскими лидерами прекрасные отношения. Россия имеет влияние на Иран, Сирию и «Хезбаллу», поэтому может помочь в случае каких-то катастрофических событий».
Бывший замглавы Мосада напомнил, что, по зарубежным источникам, «кто-то бомбит объекты «Хезбаллы» в Сирии. Но ведь русские контролируют небо Сирии». При этом Бен-Барак ушел от ответа на прямой вопрос – закрывают ли глаза российские военные на эти авиаудары и сообщают ли они Израилю информацию о своих поставках оружия террористам «Хезбаллы».
По мнению экс-разведчика, сама Россия и живущие в ней евреи не занимают приоритетное место среди задач израильских спецслужб. «Я не думаю, что есть какой-то «план по спасению евреев России», хотя я несколько лет уже и не работаю в правительсвтенных структурах. Сейчас границы России открыты, можно свободно уехать, перевести деньги. Мы не отслеживаем, что будет в России, будет или не будет смены режима, потому что мы должны концентрироваться на главных проблемах. Когда я был ответственным за спецоперации Мосада, то самым трудным было выбрать 30 процентов из ста желаемых целей. Мы не можем делать всё подряд. У израильской разведки есть прекрасная репутация и замечательные возможности, но она маленькая, и у нее есть порядок первоочередных задач».
Сравнивая отношения Израиля с Россией и США, Рам Бен-Барак отметил, что подлинно крепкие союзы заключаются из общих ценностей, а не только из общих интересов. «Интересы меняются. У Израиля с США – именно союз общих ценностей. В момент истины Израиль никогда не поддержит ни один союз против США», — заявил он.
Итогом визита Трампа в Саудовскую Аравию и Израиль, по мнению Рама Бен-Барака, может стать разработка нового плана для всего Ближнего Востока. «Саудиты будут давить на палестинцев, а США — на Израиль, для достижения комплексного договора в регионе. Поэтому эйфория в правом лагере Израиля после визита Трампа и надежды на то, что ничего не случится, немного преувеличены».
При поддержке администрации Трампа и под эгидой США на Ближнем Востоке может возникнуть ситуативный союз Израиля, Саудовской Аравии, монархий Персидского Залива против Ирана. Распавшаяся на этнорелигиозные кантоны Сирия, по оценке бывшего высокопоставленного израильского разведчика, уже никогда не будет единым государством, как прежде.
Рам Бен-Барак сделал эти заявления на презентации нового проекта «Профессионал национальной безопасности», которая прошла 25 мая 2017 года в Академическом колледже Нетании.
Справка:
Рам Бен-Барак в 1976-1981 служил в ЦАХАЛе, солдат и офицер спецназа Генерального штаба. В 1984-м поступил на службу в службу политической разведки и специальных операций Мосад, где стал одной из самых заметных и успешных фигур в подразделении оперативных операций «Кешет». В 2004 году был назначен начальником отдела специальных операций Мосада. Затем в 2009-2011 работал заместителем легендарного директора Мосада Меира Дагана.
С декабря 2014 года — генеральный директор министерства стратегического планирования Израиля. В 2015 году являлся одним из трех кандидатов на должность руководителя разведки Мосад, но в этой должности в итоге был утвержден нынешний глава Мосад Йоси Коэн. В 2015-2016 занимал пост генерального директора министерства по делам разведки и атомной энергии Израиля.
Сейчас он руководит коммерческой компанией по разработке технологий «искусственного интеллекта» для сферы безопасности – совместно с бывшим начальником Генштаба Израиля генерал-лейтенантом Бени Ганцем.