Йегуда Ифрах
Еврейское поселенчество в Иудее и Самарии находится перед юридическим рывком, который распространит на этот район израильские законы. И еще: несмотря на сделанные компромиссы, Закон о государстве Израиль как национальном государстве еврейского народа сбалансирует другие основные законы государства
Вам знакома картина, когда вы годами бьетесь головой о стену и ничего не происходит, и вдруг стена исчезает? Так вот: прошедшая на прошлой неделе конференция юристов доказала, что такие чудеса иногда творятся.
Трудно сосчитать количество статей и комментаторских колонок, которые в течение многих лет мы посвятили в этой газете юридической аномалии, с которой вынуждено бороться еврейское поселенчество в Иудее и Самарии. Вместо того, чтобы действовать под юрисдикцией современного израильского законодательства, оно подчинено системе огрызков иорданских, британских, османских законов и указам командующего Центральным округом, которые делают жизнь несчастной.
Политики пытались пробить стены Бастилии, но не преуспели, так как противодействие министерства юстиции было последовательным и систематическим. Руководство министерства юстиции отговаривало от аннексии де-факто и привело к тому, что премьер-министры отказывались от этой идеи.
Сейчас выясняется, что уже в месяце Шват 5774г. (январь 2014) отправил тогдашний главный военный прокурор Дани Эфрони революционный документ тогдашнему юр.советнику правительства Йегуде Вайнштейну.
Этот документ был зачат и родился во время «периодических встреч», как назвала их Дина Зильбер (зам.юр.советника). Те встречи проводил Эфрони с представителями минюста вследствие попыток депутатки Орит Струк (партия Ткума) провести законы, защищающие права женщин на рабочих местах в Иудее и Самарии. Юр.советник правительства противился, и достигнутый компромисс заключался в том, что закон будет проведен в виде указа ком.Центральным военным округом, а не путем законодательства.
Эфрони стал разбираться в этом деле и понял, что нынешняя ситуация не может продолжаться. Содержание составленного им документа, остававшегося секретным до сегодняшнего дня, поразительно.
В длинном письме главный военный прокурор объяснил, что нынешнее положение «не достойно и приводит к нежелательным различиям» для сотен тысяч израильских граждан.
Он постановляет, что нет никакого юридического препятствия для Кнессета принимать законы для Иудеи и Самарии, предупреждает, что количество работников канцелярии юр.советника района Иудеи и Самарии, занимающихся формулировками указов ком.округа, недостаточно для выработки указов параллельных новым израильским законам из-за высокого темпа израильского законодательства, а также что у этой канцелярии нет профессиональных инструментов, имеющихся у ведомств, ответственных за рутинное законодательство.
В главе рекомендаций Эфрони разделяет между прошлым законодательством и законами, которые будут приниматься, начиная с сегодняшнего дня. Он рекомендует создать группу из работников минюста и представителей главного военного прокурора, которые проведут серьезную работу и задним числом ликвидируют различие.
Что касается будущего законодательства, он пишет, что
«надо вернуться к основам и прояснить, что ответственность (за то, чтобы новые законы распространялись на Иудею и Самарию) возлагается на правительственные ведомства».
Т.е. эта ответственность должна перейти от военных юристов к министерствам. Что это, как не землетрясение? По мнению Эфрони, каждое министерство, подготавливающее законопроект, должно одновременно подумать о смысле его распространения на Иудею и Самарию и подготовить соответствующие параграфы. Так бОльшая часть законов будет распространена на этот район уже на этапе законодательства.
К счастью, Вайнштейн не ответил ему тогда, и вопрос был заморожен, а тем временем юридический советник правительства сменился.
Каким-то путем документ перекатился к зам.министра Бен-Дагану, который вместе с министром юстиции Шакед и министром туризма Левиным продвинули вопрос и передали юр.советнику правительства Мендельблиту, который поднял перчатку.
В министерстве юстиции орг.работу по этому вопросу возглавил зам.юр.советника Ран Низри. Под его руководством будет создана группа из нескольких юристов, которые будут заниматься только этим вопросом. Конкурсы уже объявлены.
Перед Песахом Низри послал письма всем юр.советникам министерств и пригласил их на вышеупомянутую конференцию. Он попросил, чтобы от каждого министерства прибыл юр.советник, а также специальный референт, который будет заниматься только этим вопросом.
Конференция завершилась успехом: в ней участвовали 83 высокопоставленных юриста, включая представителей юр.советника Иудеи и Самарии, которые подготовили презентации-доклады и участвовали в обсуждениях. Все время звучало слово «симультаниют» (одновременность) — любое правительственное законодательство by default будет распространяться на Иудею и Самарию.
«Законы, не учитывающие этот аспект, не будут утверждаться в министерской комиссии по законодательству или получат низкий приоритет»,
— предупредил Бен-Даган. И министр Шакед издала постановление в этом духе.
Штабную работу по этому вопросу за кулисами координировала управляющая парламентского лобби за Эрец Исраэль бывшая депутатка Орит Струк.
— Что случилось с абсолютным табу на законодательство в Иудее и Самарии? — ведь всегда утверждали, что это, своего рода, аннексия?
— Эти разговоры давно сократились. Даже, когда зам.юр.советника Дина Зильбер координировала вопросы Иудеи и Самарии, в Кнессете были приняты 2 закона, распространяющиеся на этот район: закон об опеке и закон, предоставляющий налоговые льготы в с/х, промышленности и туризме, — и небеса не упали.
Я предполагаю, что проблемы возникнут, когда дойдем до отраслей, вроде планирования и строительства — там трудно ограничиться поправками и надо заменить все иорданские законы израильскими, поэтому некоторые будут утверждать, что в этом есть явные признаки распространения суверенитета. Но мы находимся сегодня в гораздо лучшем положении, чем в прошлом.
— Почему конференция хранилась в тайне?
— Не знаю. Я полагаю, что опасались вызвать шумиху перед встречей Абу-Мазена с Трампом в США.
Сионистская помощь
Еще одно чудо произошло на этой неделе: закон о государстве Израиль как национальном государстве еврейского народа, утвержденный ранее в министерской комиссии по законодательству, утвержден в Кнессете в предварительном чтении. И этот закон потребовал много крови, пота и слез от депутатов, журналистов и внепарламентских организаций, вроде Института сионистской стратегии и Форума Коэлет, посвятивших немало часов исследованию и лоббированию.
Это первый основной закон, пришедший закрепить еврейский характер государства, как частичное о запоздалое сбалансирование основных законов, укрепляющих демократический характер государства.
Законопроект депутата Ави Дихтера — достижение, хоть было сделано немало компромиссов.
Так, например, 1-й параграф постановляет, что «государство Израиль — национальный дом еврейского народа». В предыдущей версии законопроекта (депутата Ярива Левина) был еще подпункт, в котором говорилось, что «Эрец Исраэль — страна еврейского народа». Этот подпункт был изъят в формулировке Дихтера.
Кстати, в 2010г., когда Дихтер впервые выдвинул свой законопроект, он дал интервью Разу Баркаи, который спросил его о «конфликте». Дихтер (тогда депутат от Кадимы, позже перешедший в Ликуд), не моргнув, ответил тогда, что для него не составляет проблемы выдвинуть законопроект Основного закона о границах государства, которые не будут включать Иудею и Самарию.
Дихтер-ликудник образца 2017 года, конечно, не выразился бы так, но подпункт об Эрец Исраэль не фигурирует в его законопроекте.
Кроме того, в предыдущей редакции законопроекта Дихтера говорилось, что «строй государства — демократический». Идея была воздержаться от термина «еврейское и демократическое государство», получившего очень определенную окраску в постановлениях судьи Аарона Барака. Идея сошла с повестки дня, так как председатель парламентской комиссии по иностранным делам и обороне, видно, понял, что это проигранный бой, так как термин укоренился и все, что можно сделать, — это попытаться придать ему положительный смысл.
В 7-м параграфе первоначального законопроекта, где говорится о собирании изгнанников, постановлялась важность еврейского заселения Страны. В нынешней редакции этого нет, а вместо этого — общий пункт, позволяющий «общинное поселенчество». Можно лишь утешиться тем, что новая формулировка позволяет общинное поселенчество на национальной основе, что вырывает жало из известного постановления судьи Барака по делу Кедан-Кацир.
Еще одна проблема — параграф о еврейском судебном праве, постанавливающем, что в случае юридической лакуны суд должен решать в соответствии с принципами свободы и справедливости еврейской Традиции, но не использует прямо термин еврейское судебное право. Мы знаем, что сделал Аарон Барак с такой расплывчатой формулировкой, фигурировавшей уже в Законе об основах суда (1980г.) Жаль, что сейчас не используют возможность, чтобы исправить.
Чтобы вы не закончили чтение этой колонки в печали, напомним существенное улучшение по сравнению с первоначальным законопроектом: 4-й параграф, определяющий Иерусалим как столицу государства Израиль.
Ади Арбель из Института сионистской стратегии говорит, что хоть речь идет о декларативном, в основном, законе, но сионистски настроенный судья может использовать его в случае арабских апелляций о «воссоединении семей».
Напомним, в БАГАЦе Эдмонд Леви был среди меньшинства, пытавшегося отменить закон, ограничивающий въезд арабов на базе «воссоединения семей» (если араб из ПА женится на израильской арабке и пытается воссоединиться с ней в Израиле, а не Рамалле).
Эдмонд Леви объяснял, что если бы государство выдвигало бы ограничительный закон из соображений национальной идентификации государства, то такому закону имелось бы место в книге законов. Но так как государство выдвигало его из соображений безопасности, то это непропорциональное ограничение.
Но даже леволиберальные судьи, которые не захотят использовать Закон о государстве Израиль как национальном государстве еврейского народа, не смогут игнорировать его как баланс законам о свободе и достоинстве человека и о свободе трудоустройства. Это может привести к тому, что они решать не принимать решения в чувствительных случаях и станут меньшими «активистами». Не из-за их праведности, а потому что если демонстративно проигнорируют этот закон и решат опираться в своих решениях на другие законы, то это предоставит Кнессету легитимацию ослабить статус БАГАЦа.
Источник на иврите «Макор ришон — NRG»
Перевел Моше Борухович — МАОФ
Май 2017
С правами евреев на Иудею и Самарию, похоже, разобрались, во всяком случае — «виден свет в конце тоннеля».
Теперь нужно начинать разбираться с тем, что незаконно с религиозной точки зрения находится на еврейской святыне.
На еврейской святыне, как и на святыне любой другой религии, — НЕ должно быть культовых надстроек чуждой религии.
Храмовая Площадь (Храмовая Гора) — НАШЕ ЕВРЕЙСКОЕ МЕСТО!
всегда и всё принимается «с оглядкой» на чужого дядю и его мнение(если вообще принимается.
«…участвовали 83 высокопоставленных юриста…»
для чего столько их собралось — неизвечтно!
если это наша страна ИЗРАИЛЬ, то не проще ли ОТМЕНИТЬ ВСЕ законы «времён Очакова и покоренья Крыма» и установить свой, израильский Закон, по которому ВСЕ граждане, проживающие на земле Израиля РАВНЫ!
и не надо будет слушать глупые указы командующего Центральным округом, который, кстати, в вопросах строительства ни бум-бум, однако запреты издаёт с огромным азартом..(как не к ночи будь помянут бывший министр защиты своего кресла Барак)