Так, надо же сначала про хорошее написать… Вот, нашел! На встрече Владимира Путина с Милошем Земаном, которая произошла в Китае во время форума «Один пояс — один путь», президенты двух стран обменялись мнениями по вопросу информационной политики.
Президент Чешской Республики рассказал о своем взгляде на проблемы прессы в современном мире: «Здесь слишком много журналистов, надо бы их ликвидировать». Президент России не вполне согласился с доктриной окончательного решения журналистского во- проса и мягко возразил своему европейскому коллеге, мол, ликвидировать всех не обязательно. «Сократить — можно», — предложил компромиссный вариант Владимир Путин. И после этого всякие там «Репортеры без границ» в своем Индексе свободы прессы ставят Чехию с ее кровожадным президентом на 23-е место, а Россию, во главе которой стоит добродушный Путин, опускают на 148-е. Гсподь им судья… Послушали бы, как Путин в том же Пекине с трибуны призвал мир отказаться от воинственной риторики. Действительно, после того как всю первую половину мая из России громыхало так, что у всей планеты уши заложило, есть смысл немного убавить децибелы. Хотя Путин обращался к миру, а не к России, так что отсюда громыхание будет продолжаться…
Теперь вернемся к российским медиа. Одно из их отличий от советских СМИ в том, что те обладали монополией на информацию, а российские СМИ вынуждены врать в условиях, когда для значительной части населения не составляет никакого труда убедиться, что они врут, а многие немедленно выкладывают в Интернет весь сеанс вранья и тут же прикладывают его документальное разоблачение.
На минувшей неделе состоялись встречи Трампа с министрами иностранных дел России и Украины.
Встречу Трампа с Лавровым российские СМИ освещали так, что складывалось впечатление, будто Лавров согласился выслушать Трампа и дал ему наставления, как себя вести. Что касается встречи Трампа с главой украинского МИДа Климкиным, то российские СМИ для ее освещения использовали одну-единственную фотографию, на которой Трамп сидит за столом, а Климкин стоит рядом. Те фотографии встречи, на которых Трамп и Климкин общаются стоя, российскими СМИ оказались не востребованы. Поскольку разрушали «анекдотическую» версию встречи Трамп-Климкин, которую взял на вооружение российский официоз. Например, в «Вестях недели» от 14 мая 2017 Дмитрий Киселев, рассказывая о встрече Трампа с Лавровым как об эпохальном событии, вскользь упомянул, что «к Трампу как- то просунулся Климкин» и добавил, мол «это из области дипломатических курьезов». О чем договорился с Трампом «курьезный» Климкин, российскому телезрителю знать не полагается. Возможно, через какое-то время ему сообщат о каких-то новых, более жестких санкциях США в отношении России. Но это, конечно, никак не будет связано с «просунувшимся» Климкиным.
Российские СМИ предъявляют своей аудитории две Украины: «нацистскую» и «потешную». В мифе о «нацистской» Украине фигурирует Бандера, СС, Гитлер и «дедывоевали». «Смешная» Украина — это «Свадьба в Малиновке», где по территории второй по размерам страны в Европе так и бегают друг за другом Попандопуло, атаман Грициан Таврический и Трындычиха. Они там, в этой «смешной» Украине, все время едят галушки, исполняют смешные куплеты и весело дрыгают ногами.
13 мая 2017 в результате обстрела бандитов «ЛДНР» в Авдеевке погибли четверо мирных граждан Украины. Люди собрались ужинать, когда прилетел «привет» из «русского мира». Сиротами остались маленькие дети. Разрушено сразу три семьи. Поскольку это событие не вписывается ни в «нацистскую», ни в «потешную» модель Украины, российскому населению об этом знать не обязательно, а значит, телевизор об этом молчит. Зато потом телевизор будет возмущенно недоумевать, почему «братский народ» не считает нас братьями и так хочет отодвинуться подальше.
Если одним из главных событий минувшей недели за пределами России стало убийство мирных граждан соседней страны про-российскими бандитами, то внутри страны таким событием стал митинг против депортации москвичей 14 мая 2017. Общее в этих событиях то, что ни то, ни другое не нашло отражения в главных телевизионных программах.
В итоговой программе «Вести недели» о митинге против «реновации» вообще ни слова, зато Киселев поставил большой сюжет с мэром Москвы Собяниным, из которого было ясно, как москвичам несказанно повезло с градоначальником, так успешно делающим их и без того незаслуженно счастливую жизнь еще счастливее.
Отношения российской прессы с московским начальством всегда носили характер эксклюзивный. В 90-е годы многие бесстрашно ругали Ельцина, а также любого федерального и регионального начальника, но все без исключения соблюдали табу, которое тогда называлось «не с@@ть в кепку». Табу действовало до 1999 года, когда БАБ натравил на Лужкова своего телекиллера Доренко и тот рассказал россиянам, что мэр Москвы, оказывается, несусветный ворюга, водит дружбу с бандитами и вообще сам кровавый убийца. Это был тот нечастый случай, когда против столичного мэра был брошен главный федеральный ресурс, поскольку шла смертельная война за престолонаследие и на кону стоял вопрос, кто будет грабить страну в постельцинский период. В обычной мирной жизни все СМИ старались со столичным начальством дружить: у любого федерального СМИ офис редакции находится в Москве, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Поэтому, несмотря на то, что вся эта история с реновацией просто зашкаливает по уровню наглости и беззакония, а по масштабам сравнима разве что с коллективизацией 20-х годов, в телевизоре предпочли ее не заметить, а в печатном официозе, напротив, решили дружно поддержать.
Заодно, кстати, уточнились границы этого самого печатного официоза. В пул поддержки реновации, по- мимо «Российской газеты», вошли «Московский комсомолец», «Независимая га- зета» и «Вечерняя Москва». Особый привет, естественно, Павлу Гусеву и Константину Ремчукову, которые любят порассуждать о независимости прессы.
Во всех четырех изданиях «реновационного пула» практически одновременно появились статьи почти одинакового содержания. В них говорится, что «в Москве прошли 475 митингов в поддержку реновации», «на улицы вышло 35 тысяч человек, требующих, чтобы их ветхие дома снесли». Как авторы умудрились подсчитать такое число митингов, все ли митинги были разрешены, как на них реагировала полиция и как вычислена цифра 35 тысяч, совершенно неизвестно. В подтверждение в газетах есть фото, на которых присутствует человек десять. Остальные 34 990 человек, видимо, в этот момент спрятались. Авторы «реновационных» публикаций рассказывают, что «жители хрущевок, уставшие жить в убогих условиях, жестко критиковали власть за невключение их домов в программу на снос».
Справедливости ради надо сказать, что про митинг 14.05.2017 против депортации москвичей в собянинской прессе было упомянуто. Вскользь, без указания численности и деталей. Зато упоминания о протесте против реновации сопровожда- лись комментариями специальных «политологов». Например, в «МК» «политолог» Антон Хащенко делится своими мыслями: «Митинги “за” понятны — люди логично хотят улучшить свои жилищные условия. Митинг 14 мая я понять не могу: он лишен реальной повестки потому, что все вопросы, которые задавались и обсуждались, мэрией были сняты».
В голове «политологов» типа Хащенко не помещается мысль, как вообще можно быть против начальства и какая вообще может быть повестка у протеста. Единственное объяснение, которое приходит им в головы, изложено в той же статье: «Не смущают москвичей и разного рода политики, пытающиеся “сесть” на острую тему ради пиара: жители понимают, что программа реально нужна городу». То есть если бы не политики, которые «ради пиара», то на митинг 14 мая 2017 не пришел бы никто из тех 20 тысяч, которые там были. То, что организаторы митинга как заклинание твердили, что «митинг деполитизирован», и никого из политиков там близко не будет, собянинских лжецов, естественно, не смутило. К слову сказать, «деполитизация» митинга против политики городской власти — идея вполне самоубийственная для самого митинга и для протеста против аферы в целом. Это означает, что москвичей в очередной раз сделали пешками в игре начальников: тех, кто задумал грандиозную аферу, и тех, у кого этот невиданный по размерам кусок проплывает мимо рта. Впрочем, это тема другой публикации.
Совет Европы утвердил одобренное ранее Европарламентом решение о безвизовом режиме въезда в Европу для граждан Украины. У Соловьева это решение обсуждали долго, ожесточенно и надсадно. Дело в том, что все три с лишним года, с того момента как путинская Россия зачем-то напала на Украину, а Украина, соответственно, взяла твердый курс на интеграцию в Европу, российский телевизор круглосуточно вещал, что ничего у Украины не выйдет, что в Европу ее не пустят и что приползет на коленях голая и босая… Теперь, когда до безвизового режима остались недели, потребовалось сменить риторику. Что и было сделано.
«Ну что, пустили Дуньку в Европу?» — начал свой обычный сеанс кривляния Соловьев. И тут политолог Дмитрий Куликов произнес ключевое слово в новой антиукраинской риторике: «развод». Причем политолог Куликов, щеголяя знанием сленга, больше упирал на второе значение слова «развод», то есть не расторжение брака, а развод в смысле мошенничество.
Идею «развода» в смысле «мошенничества» применительно к Украине радостно подхватили все. Бывший депутат Верховной рады Владимир Олейник, находящийся в розыске в Украине, сообщил, что «безвиз не соответствует интересам Украины» и вообще «безвиз по осени считают».
Идею «развода» подхватил человек, которого зовут Владимир Сергиенко. В студии Соловьева он с некоторых пор поселился на постоянной основе. Представляют его как «председателя Союза писателей межнационального согласия ФРГ». Что это значит, я объяснить не берусь, но говорит он абсолютно на любые темы весьма уверенно, причем так, что уловить суть сказанного никак не получается, хотя общее направление просматривается. По теме украинского «развода» межнациональный писатель Сергиенко сообщил, что, во-первых, украинское общество осталось без цели, а во-вторых, украинцы будут работать в Европе за 300 евро в месяц. Из чего следует первое утверждение, а также откуда он взял цифры будущих доходов украинцев, с учетом, что безвизовые поездки вообще не дают права работать в Европе, межнациональный писатель Сергиенко не уточнил. Зато, когда украинский политолог Ковтун закричал, что он лжет, межнациональный писатель Сергиенко заявил, что он «и не таких кабанов валил».
Наиболее развернуто раскрыл тему украинского «развода» декан Третьяков. Он сумел обыграть оба значения этого слова. Говоря об украинском «разводе» как о расторжении брака, декан Третьяков объяснил, что «если это развод с Российской империей, то это развод с одной частью Украины, то есть это будет распад Украины». Поскольку распад Украины в студии Соловьева провозглашают по нескольку раз в каждой передаче, декан Третьяков решил как-то выйти из общего ряда и сказать нечто оригинальное. И ему это удалось.
Обыгрывая тему украинского «развода» в смысле «мошенничества», декан Третьяков принялся довольно рутинно рассказывать, что Украину, естественно, продадут иностранцам, а деньги от продажи будут собирать олигархи. И вот тут декан Третьяков добавил той единственной краски, которой ему не хватало для портрета полного и окончательного мерзавца. Вот эта фраза, и вот эта краска: «Деньги будут собирать олигархи, в которых украинской крови в лучшем случае 10%». Есть какой-то плохо изученный, но, тем не менее, всеобщий закон возрастания зла. Человек, последовательно идущий дорогой гнусности, рано или поздно приходит к нацизму. Причем, как правило, к той его форме, которая называется антисемитизмом. Характерно, что Соловьев, который в каждой передаче трясет своим еврейством, не спросил декана Третьякова, какому народу принадлежат 90% крови олигархов, которые будут собирать деньги в Украине. Вероятность того, что Соловьев не понял, о чем вполне прямо говорит декан и антисемит Третьяков, равна нулю. Соловьев многократно доказывал, что у него отменный слух, отличная реакция и уж подобные недвумысленные и прозрачные «намеки» он ловит на лету. Просто этот антисемитизм, он у кого надо антисемитизм. Сменится завтра курс путинского режима, приобретет более отчетливые нацистские очертания, и вся обслуга внезапно вспомнит о том, что все эти «неруси» им всегда были как-то неприятны. А тех, у кого «ненадлежащее происхождение» написано на лбу, запишут в «русский мир» за особые заслуги.
Игорь Яковенко