В начале марта министр юстиции Джефф Сешнс в силу сложившихся обстоятельств дал себе отвод от участия во всем, что касается расследования роли России в наших президентских выборах 2016 года.
С тех пор всем, что с этим связано, занимается его заместитель Род Розенстайн, бывший федеральный прокурор Мэриленда, который 9 мая через Сешнса рекомендовал Трампу уволить директора ФБР Джеймса Коми, хотя позже стало известно, что Трамп давно решил сделать это, поскольку рассчитывал на «лояльность» Коми, а получил обещание «честности». Обиженный увольнением Джеймс Коми сначала «слил», а затем подтвердил, что 14 февраля в Овальном кабинете Белого дома Трамп попросил его не давать в обиду генерала в отставке Майкла Флинна, который накануне подал в отставку с должности советника президента по национальной безопасности. 58-летнего Флинна, в прошлом начальника разведывательного управления министерства обороны (РУМО, а по-нашему ГРУ), подозревали и продолжают подозревать в платных связях с российским бизнесом и официозом. Это как минимум нарушение за- кона о необходимости зарегистрироваться в министерстве юстиции агентом иностранного правительства, и Флинн сделал это 8 марта, но представился агентом Турции, а не России.
Флинна могут также обвинить в нарушении принятого в 1799 году Закона Логана, запрещающего частным гражданам США вести политические переговоры с иностранными государствами без ведома своего правительства. Закон этот ни разу не применялся в судах, и как толковать его через 218 лет, неведомо. В Конгрессе этим занимаются пять комитетов, включая комитеты по разведке и юридические комитеты обеих палат, а также комитет Палаты представителей по надзору и правительственной реформе (Oversight and Government Reform Committee). По утверждению Коми, которое он согласился после Дня поминовения подтвердить под присягой на открытых слушаниях в сенатском комитете по разведке, что в Овальном кабинете, где они были вдвоем, Трамп сказал ему: «Надеюсь, вам ясно, как вести это дело, оставить Флинна в покое. Он хороший парень. Надеюсь, вы оставите его в покое». По долгу службы, велению совести и на всякий пожарный случай директор ФБР записал эти слова президента в своей памятке (memo), а после увольнения решил, что такой случай настал.
Некоторые считают это местью Трампу, но законодатели-демократы и основные СМИ гордятся поступком патриота, для которого честность по отношению к своей стране выше лояльности ее президенту. 19 мая газета New York Times с ссылкой на «документ, зачитанный (газете) американским официальным лицом», написала, что 10 мая на встрече в Овальном кабинете с российским министром иностранных дел Лавровым и послом России в США Кисляком президент Обама доверительно сказал им, что после увольнения Джеймса Коми ему стало легче. «Я просто уволил главу ФБР, — якобы сказал россиянам президент США. — Он был сумасшедшим, реально чокнутым (real nut). Я столкнулся с большим давлением из-за России. Этого больше нет», и добавил, что сам он не под расследованием. В тот же день газета Washington Times сообщила, что ей стало известно, кто именно в аппарате президента может стать «значимым фигурантом» расследования «возможного сговора предвыборного штаба Трампа с Россией». Не называя его, газета написала, что это «старший советник Белого дома».
ФБР занимается расследованием того, что Трамп назвал «этой штукой с Россией» («this Russia thing»), а официально «каких-либо связей и взаимодействий между российским правительством и лицами, имеющими отношение к избирательной кампании президента США Дональда Трампа». Пока Белый дом ищет кандидата на смену Джеймса Коми, которых поначалу оказалось минимум четырнадцать, замминистра юстиции Род Розенстайн назначил главой этого расследования «специального советника» со стороны. Частично это отвечало требованиям законодателей-демократов во главе с сенатором Чаком Шумером назначить «независимого прокурора», но в своем бюро Род Розенстайн выбрал не совсем аутсайдера. Им оказался 72-летний Роберт Свен Маллер (Mueller), которого по-русски называют Мюллером, очевидно, следуя немецкому произношению этой фамилии, получившей в бывшем СССР широкую известность после выхода на экраны телесериала «Семнадцать мгновений весны» с одним из главных героев, начальником гестапо «стариком Мюллером». Это не было пропущено, и 18 мая на русскоязычном сайте newsru.com появилось сообщение, что «Мюллер-2 назначен спецпрокурором для расследования связей Трампа с Россией «.
Считать «спецпрокурором», а тем более «человеком со стороны», Роберта Маллера, который пробыл директором ФБР рекордные после Эдгара Гувера 12 лет, ни в коем случае нельзя. В заявлении Розенстайна о его назначении отмечено, что, «исходя из уникальных обстоятельств, интересы общества требуют от меня поставить расследование под руководством человека, в определенной степени не зависимого от обычной системы инстанций (министерства юстиции). Специальный советник необходим для того, чтобы американцы были уверены в результате расследования». Полномочия Маллера достаточно широки, и хотя в заявлении Рода Розенстайна отмечено, что он решил «не устанавливать, что были совершены преступления или необходимо расследование», он же заявил, что, «если специальный советник сочтет необходимым и соответствующим, он уполномочен расследовать уголовные преступления, установленные его расследованием».
Консерватор-республиканец Маллер командовал взводом во время Вьетнамской войны, перед этим закончив юрфак Принстона, а затем университет NYU в Нью-Йорке и Университет штата Вирджиния с дипломом доктора права. При демократе Клинтоне он был федеральным прокурором Северного округа Калифорнии, а при республиканце Буше-младшем ненадолго стал замминистра юстиции. В мае 2001 года директор ФБР Луис Фри досрочно ушел в отставку, и Буш по рекомендации министра юстиции Джона Эшкрофта назначил новым директором бюро Маллера, кандидатура которого была утверждена Сенатом практически единогласно (98:0). По закону, директора ФБР назначают на 10 лет, но в мае 2011 года президент-демократ Обама заявил, что Маллер «установил золотой стандарт руководства бюро», и попросил Конгресс подготовить закон, который позволил бы продлить срок его полномочий ещё на два года. Сенат уважил просьбу Обамы 27 июня 2011 года, и Маллер ушел в отставку 4 сентября 2013, уступив место директора ФБР Джеймсу Коми. Уйдя из власти, Маллер читает лекции по кибербезопасности в Стэнфордском университете и работает партнером в крупной вашингтонской юридической фирме WilmerHale, получая в общем примерно 1 млн. долларов год. По данным сайта thesquander.com, на 2017 год состояние Роберта Маллера составляет 8 млн., что при- мерно равно капиталу Джеймса Коми.
Его назначение «специальным советником», которому поручено независимое, но служебное расследование ФБР предполагаемого сговора России с командой Трампа, вызвало одобрение слева и справа. Лидер сенатских демократов Шумер назвал Маллера именно тем, кто идеально подходит для такой работы, и заявил, что теперь «куда больше доверяет тому, что расследование пойдет по следу фактов, куда бы они ни вели». Лидер демократов Палаты представителей Дайана Файнстайн назвала Малле- ра по имени Боб и отметила, что он был «отличным федеральным прокурорам, прекрасным директором ФБР, и никого лучше него нельзя было попросить выполнить эту функцию», поскольку Маллер «уважаем, талантлив и способен поступать правильно». Спикер Палаты представителей республиканец Пол Райан «приветствовал роль Маллера в министерстве юстиции, при этом подчеркнув, что «важное двухпартийное расследование в Палате представителей будет продолжено». Влиятельный сенатор-республиканец Джон Корнин сказал, что назначение Маллера «ослабит напряженность между обеими партиями» в верхней палате Конгресса. Председатель комитета Палаты представителей по надзору и государственной реформе, 50-летний республиканец Джейсон Чаффетс, тоже одобрил это назначение, хотя на следующий день сообщил, что 30 июня досрочно уйдет в отставку на шестом сроке законотворчества. Президент Трамп в своем бесшабашном твиттере назвал назначение Маллера «грандиозной охотой на ведьм в истории американской политики» и отметил, что «при всех незаконных действиях (избирательной) кампании Хиллари Клинтон и администрации Обамы не было назначений особых советников».
Вроде бы Род Розенстайн, назначив Роберта Маллера «специальным советником» по расследованию ФБР сговора Трампа с «этой штукой Россией», угодил и нашим, и вашим. Однако обозреватель новостного издания Bloomberg View Эли Лейк считает, что этим назначением Розентайн не приблизил конец Трампа, а помог ему, «успокоив угрожавший президенту кризис», который сгущался больше недели. Лейк имеет в ввиду «эту штуку Коми», то есть увольнение директора ФБР, сбивчивые объяснения Белого дома и реакцию демократов, которые немедленно занесли уволенного в свой актив. «Всё это выводило Трампа в свете, будто он что-то скрывает, — написал Лейк. И республиканцы стали охладевать к своему лидеру. Сенатор Маккейн заявил, что скандал с Россией начинает напоминать ‘Уотергейт’, а сенатор Коркер сказал, что Белый дом идет по спирали вниз». И тут появляется фокусник Род Розенстайн, который вытащил из цилиндра кролика Маллера, дав Трампу желанную передышку и возможность переключить внимание на его внешнюю и внутреннюю политику.
Президент со свитой, чадами и домочадцами улетел в заокеанское турне с плотным расписанием визитов в Саудовскую Аравию, Израиль, Италию и Бельгию, чтобы убедить наших арабских союзников теснее сотрудничать в противостоянии Ирану, создав некий ближневосточный аналог НАТО. В субботу по прибытии Трампа в столицу Саудовской Аравии, где его встретили куда радушнее и пышнее, чем на неблагодарной родине, король Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд наградил нашего президента высшей гражданской наградой — орденом короля Абдель Азиза. На следующий день Трамп встретился с главами шести аравийских монархий, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, и в этом саммите приняли участие около полусотни представителей руководства этих стран. В Израиле Трамп подтвердил нашу поддержку еврейского государства и на встрече с палестинским лидером Махмудом Аббасом выразил надежду на возобновление мирно- го процесса в «этой израильско-палестинской штуке».
В Брюсселе 25 мая Трамп посетит короля Филиппа и встретится с премьер-министром Шарлем Мишелем, после чего проведет двусторонние и многосторонние встречи в рамках проходящего там неофициального саммита настоящего НАТО. В тот же день он улетит в Италию, где в Ватикане встретит- ся с Папой Римским, а в городке Таормин на острове Сицилия примет участие в саммите стран «Большой семерки». Ранее сообщалось, что там Трамп может остановиться на борту американского военного корабля в открытом море и прибыть на саммит вертолетом, так как улочки Таормина слишком узкие для бронированного президентского лимузина и кортежа охраны.
Первым результатом этой поездки стало под- писанное в субботу соглашение о поставках в Саудовскую Аравию нашей военной техники на 110 млрд. долларов, а компания General Electric под- писала сделку на 15 млрд. Любопытны заголовки ведущих СМИ о визите президента США в эту арабскую страну. «Под огнем на родине Трамп получил теплый прием у саудовцев» — сообщило агентство Reuters. «Трамп приземляется в Саудовской Аравии в водовороте споров дома», сообщила CNN, а CBS и агентство АР сообщили, что «поездка президента совпала с несколькими событиями на родине, которые продолжают охватывать его администрацию». Чует мое республиканское сердце, что Трампу припомнят саудовскую медальку так же, как его госсекретарю — российский орден «Дружбы народов».