Когда двадцать лет назад мы поселились в Израиле, из всех праздников труднее всего давался Лаг ба-Омер. Жена моя так вообще принимала обряды этого дня за языческие, а я всё не находил слов, как ей возразить.
Однако постепенно весёлая атмосфера праздника, а особенно любовь к нему детей, пересилили идеологические сомнения. Не прошло и 15 лет жизни в Израиле, как мы уже сидели у костра в нашем поселении и слушали бесконечную, как былина, песню про Шимона бар Йохая, краем глаза приглядывая за детьми, которые вдохновенно тащили в огонь корягу, очередной старый стул и другие трофеи многодневной «охоты за дровами». На гору Мирон, где в ночь Лаг ба-Омера собирается до полумиллиона паломников, нас, впрочем, так ни разу и не занесло – из принципиальных ли возражений (все-таки паломничество евреи могут совершать только в одно место – в Иерусалимский Храм) или просто из нелюбви к большому стечению народа – не могу сказать. Но пришло время ответить: а что же мы все-таки празднуем? Ответов оказалось несколько, и все они прямо противоречат друг другу.
«Религиозный» ответ – в этот день родился и умер великий еврейский мудрец Шимон бар Йохай, которому традиция приписывает авторство знаменитой каббалистической книги «Зогар». В этот день мудрецу открылись величайшие мистические тайны мироздания, и потому Лаг ба-Омер стал «праздником Каббалы» и святым днём для многих течений внутри иудаизма, развившихся на основе идей Каббалы. Но и эта традиция празднования Лаг ба-Омера не такая уж древняя – она прослеживается всего с XVI века.
«Историческое» объяснение связывает этот праздник с восстанием Бар-Кохбы. В Талмуде рассказывается история, как после празднования Песах начали умирать ученики рабби Акивы. Всего скончались 24 тысячи человек, а мор прекратился на 33-й день после Песах – то есть в Лаг ба-Омер. Но учитывая, что рабби Акива признал Бар-Кохбу мессией и всеми силами поддерживал его восстание, кажется более логичным предположить, что загадочная эпидемия служит шифром, за которым скрывается память о гибели учеников рабби Акивы на полях неравных сражений с римлянами.
Эта историческая связь действительно помогает объяснить хотя бы часть обычаев этого дня, описанных еще в Средние века – игры с луком и стрелами, походы в лес, костры и даже имитацию военных парадов. Видимо, именно из этих парадов возникла хабадская идея детских шествий в этот день. Ну и вполне естественно, что эти аспекты праздника вместе с воспоминаниями о героизме еврейских повстанцев пришлись столь по духу сионистам конца XIX века. Московские отказники 70-х годов тоже часто вспоминают именно о праздновании Лаг ба-Омера – в лесу в Овражках.
Казалось бы, противоположные основы праздника: Каббала, хасидизм и мистика – с одной стороны, и сионизм, повстанчество и независимость – с другой. Но именно в этот праздник особенно остро осознаешь, насколько две эти традиции переплетены. Недаром практически в каждых воспоминаниях детей о жизни в местечках и учебе в хедерах XIX века такое важное место занимают рассказы о том, как меламеды выводили своих учеников в Лаг ба-Омер в лес, и это были чуть ли не единственные каникулы на природе!
Год назад выяснилось, что с Лаг ба-Омером связан еще один важный факт в еврейской истории – именно в этот день в 363 году, во времена правления римского императора Юлиана, была предпринята попытка восстановления Иерусалимского Храма. Этот, похоже, никем не руководимый и не управляемый народный порыв, когда еврейские женщины носили землю в подоле, расчищая фундамент для будущего Храма, а мужчины первым делом свалили с места Святая Святых статую ненавистного Адриана, хоть тогда и закончился неудачей, но отлично укладывается в дуалистическое понимание духа этого праздника. Связь мистики и духа свободы все более остро ощущается и в наши дни. Мы все любим нашу страну, пусть каждый и по-своему, и все жаждем свободной жизни. А значит, костры все-таки горят не зря!
Меир АНТОПОЛЬСКИЙ
Jewish.ru