Аврум Тарантул
Начал писать эти заметки в День Победы. То была великая Победа, раздавившая всего за какие-то шесть лет Коричневый джихад, народившийся почти сто лет назад и ставший одной из причин Второй мировой войны (ХХ в.). Несмотря на относительную кратковременность, та война была крайне интенсивной, поглотившей десятки миллионов жизней. И не будет особым преувеличением сказать, что наш народ, еврейский, положил наибольшую жертву на ее алтарь, потеряв половину своего генофонда.
Вторая мировая не стала последней войной ХХ века.
Сразу же после нее затлела Третья, названная Холодной, продолжавшаяся 45 лет и закончившаяся поражением Красного джихада, марксова. Не ликвидацией, к сожалению, но его крупным поражением, изменившим политическую картину мира, по крайней мере, на прошедшие с той поры четверть века.
И в то же время, это поражение стало одним из условий, позволившим поднять голову Зеленому джихаду, практически исчезнувшему после почти четырнадцати веков активного кровопролития и разбоя, в первой четверти прошлого века.
На мой взгляд, с 70-х годов прошлого века все интенсивнее раскручивается уже Четвертая мировая. Оборона Цивилизации от агрессии ее задворок — третьей волны Зеленого, мохаммедова джихада…
И мы, евреи, как всегда, на острие, на переднем крае. И мы — жертвы, и мы – герои, хотя не все это признают и понимают. Даже среди нас…
Семь недель — от второго дня Песаха до Шавуот называются Омером.
Омер – это вообще-то мера объема или массы, но на этот период она превращается в меру времени, состоящую из 49 суток.
А что? Сумел же еврей Эйнштейн пересчитать массу в энергию, почему бы и нам не пересчитать массу во время?
Наполнение омера в его физическом смысле, по разным данным, составляет от двух до четырех килограммов ячменя: то ли зерна, то ли уже смолотого до состояния манки, а то и тончайшей, 33 раза просеянной муки.
Не знаю, как тебе, читатель, но мне это не очень ясно. И другу моему, Иегуде-мельнику, тоже… Говорят, что это – та самая норма, которую Господь установил для сухпайка манны небесной.
Так вот, берем среднюю цифру массы омера – 3000 г, делим на 4233600 – продолжительность Омера в секундах и получаем коэффициент – константу Омера, равную 0,7 мг/сек. Господа физики! Внесите ее во все учебники! Хотя бы предназначенные для еврейских детей!
Но вернемся к Дням Победы. В еврейской истории немало выпало их на период Омера. Календари: и еврейский, и, тем более, григорианский, в те семь недель как бы отбрасываются, и отсчет времен идет по дням Омера, насыщенным памятными датами и праздниками.
Бурными выдались для наших предков первые недели Омера, сразу же после Исхода! Сам Господь, шествовавший в огненном столбе впереди толпы беженцев, вывел их из Земли Египетской. Фараон с войском рванул в погоню и нагнал, уже, было, их на берегу Тростникового (Красного) моря. Но море, благодаря Господу, расступилось перед евреями, и они благополучно перешли на противоположный берег, а погоня в полном составе утопла.
Это была первая Победа евреев на долгом пути к обладанию Землей Обетованной.
И много еще чудес явил Господь евреям.
И жажду утолял: то опресненной водой, то из источника, благодаря Ему, забившего из скалы от удара посоха Моше. И манной небесной накормил, и перепелами. И к соблюдению святой субботы начал приучать…
А когда преградили путь сынам Израиля воины Амалека, то победили их евреи, с Божьей помощью, в той, первой стычке… Опять – наша Победа!
И начал Моше, по совету тестя своего, Итро, создавать систему общественного управления…
А к середине второго месяца по выходе сынов Израиля из страны Египетской, пришли они в пустыню Синай. И явился им Господь на горе Синай, и передал через Моше дому Яаковлеву свои главные Заповеди и Законы… И Моше пересказал народу все слова Бога, и со старейшинами соорудил жертвенник о двенадцати камнях, по числу колен Израилевых, и вознесли они жертву всесожжения, и освятили Завет с Господом…
Принятие Завета тоже стало своеобразной Победой. Победой цивилизованности над дикостью. Победой свободы над рабством.
Все эти события: от бегства из Египта до Синайского Завета заняли пятьдесят дней. И потому на пятидесятый день от начала Песаха мы празднуем Шавуот – День дарования евреям Заповедей и Законов Божьих. И, согласно Торе, у евреев установилась традиция – собрав колосья первого урожая, а они созревают в Эрец Исраэль в конце мая-начале июня, вносить омер ячменя в Храм для жертвоприношения. Поэтому Шавуот – также и праздник урожая.
В мае и съедобные, и дикие злаки наливаются зерном. Земля Израиля желтеет. Наши пейзажи в это время напоминают картины, написанные на другом конце Средиземноморья Ван-Гогом и Милле.
В Шавуот принято читать Книгу Рут — трогательную историю, сюжетно связанную с сезоном жатвы.
Моавитянка Рут, бедная вдовица, после смерти мужа-иудея не может отойти от принятого ею в еврейской семье образа жизни. И она следует за свекровью, возвращающейся из Моава на родину — в земли Иегуды, то есть с восточного берега реки Иордан на западный.
Там, чтобы не умереть с голоду, женщины подбирают опавшие колоски на полях. Затем Рут пристраивается батрачкой-поденщицей на уборку урожая с полей некоего фермера Боаза, родственника ее покойного мужа. И между ними возникает любовь — с хэппи-эндом и, в отдаленной перспективе — великим правнуком, царем Давидом…
20-й день Омера — День Независимости Израиля.
Провозглашение Государства Израиль стало великой Победой еврейского народа, разогнанного по всему миру и везде неприкаянного, но на протяжении девятнадцати веков не расстававшегося с мечтой об Иерусалиме.
И лишь в 1948 г. осуществившего свою мечту.
Ему предшествуют Дни памяти Катастрофы и героизма еврейства во Второй мировой и памяти военнослужащих ЦАХАЛа – Армии обороны Израиля, погибших за нашу еврейскую Родину.
На Омер, как правило, приходятся и 8-9 мая – незабываемые Дни Победы во Второй мировой…
…Как все это взаимосвязано! И как древние жертвенники, дымят по всей стране мангалы. Мясо, рыба, овощи – все через огонь – «аль а-эш»! Этот День Победы шашлыком пропах!..
На 33-й день (в этом году – 13 мая) выпадает ЛаГ ба-Омер (буквосочетание «ламед-гимел», читаемое «ЛаГ», означает число 33 в ивритской транскрипции).
И этот праздник, как любой у евреев – со слезами на глазах. В нем скорбь о смерти в эпидемии множества учеников р. Акивы – великого еврейского подвижника, который после разрушения римлянами Второго Храма, рискуя жизнью, нес свет иудаизма в еврейские массы, деморализованные поражением от язычников и депортированные по всему античному миру.
Однако, спустя несколько десятков лет, день в день, повстанцы Бар-Кохбы одержали победу над римлянами и известили о ней всю страну цепочками костров. Так что Лаг ба-Омер, это тоже один из еврейских Дней Победы! И примечательно, что один из участников той победной битвы, мудрец Шимон Бар-Йохай, ученик р.Акивы, скончался также в Лаг ба-Омер…
В этом году совпадение начала праздника с исходом субботы вызвало определенные неудобства у религиозной публики – ведь все приготовления к празднику и, тем более, зажигание костров, которые потом дымят до утра, должны проводиться с запасом времени после исхода шабата. В Иерусалиме, скажем, не ранее половины девятого вечера. А ведь до этого надо еще сходить в синагогу… А если еще и ехать за десятки километров на могилу праведника?
Поэтому решением властей празднование перенесено на воскресенье, йом-ришон, 14 мая. Это, правда, вызвало недовольство у другой категории граждан — светских, у которых ломается рабочий день… Несколько видных ашкеназских раввинов призвали вообще отказаться от зажигания костров — это, мол, обычай не галахический, а сравнительно недавний, народный, к тому же пожароопасный. Их поддержали экологи и пожарные.
Главный, первый костер зажигается на горе Мерон у гробницы р. Шимона бар-Йохая, куда в этот день стекаются тысячи паломников.
С вечера до утра горят костры по всей Стране, во всех пределах. Взрослые и дети всю ночь проводят возле них в весельи и с песнями. И с обильной, как водится у нас, едой, разумеется, на кострах приготовленной!
А на 43-й день Омера мы празднуем День Иерусалима — годовщину освобождения и объединения нашей столицы в результате Победы над арабскими оккупантами в Шестидневной войне 1967 г.
В этом году, правда днем раньше, нас планирует посетить американский президент. Интересно, что он скажет в Иерусалиме?
И завершает дни Омера Шавуот – «красный день календаря». Для израильтян, у коих национальный спорт – еда, «белый праздник». На столе – изделия из теста, молочное, рыба, холодные белые вина…
Зато потом мы будем бороться до полной победы с лишним весом. На лето запрограммированы несколько постов, связанных с раскаянием (и похуданием!).
Так будем же, евреи, здоровы и победительны во все времена! И даже – за пределами дней Омера.
Май 2017