Шломо Ленский
Прежде чем отправиться в 1990 году в свою последнюю поездку в США, в ходе которой он, к радости израильской политической элиты, был убит, раввин Меир Кахане пригласил к себе ближайших соратников из среды репатриантов из СССР\СНГ и спросил: что, по их мнению, ему необходимо сделать для репатриантов до своего отъезда?
По просьбе собравшейся группы активистов рав Кахане распорядился напечатать еще один, третий тираж перевода его книги “Never again!” (“Никогда больше!”) и написал обращение к репатриантам из СНГ, подзаголовком которого было: “Не дайте Сталину победить в Израиле!”
День годовщины смерти рава Меира Кахане- самое подходящее время для переоценки ценностей, для того, чтобы попросить прощения за то, что Алия из СССР должна была сделать в Израиле, но не сделала,а, может быть, — сознательно предпочла не делать. Репатрианты из СССР должны были во всеуслышание заявить, предупредить коренных израильтян и репатриантов из других стран о пугающем и опасном сходстве процессов, происходивших в течение последних двух десятилетий в израильском обществе, с теми, которые пережил советский народ в темные периоды своей истории и которые привели, в конце концов, к развалу государства.
Большевики с момента создания СССР в 1922 году придумали новые термины — “советский народ” и “советский человек”. Все ресурсы пропаганды, включая систему просвещения, СМИ, кино и прочие, были брошены на внедрение в сознание граждан понятия “советский человек” как высшего, превалирующего над всеми другими национальными и классовыми определениями.
В результате этих усилий в течение нескольких десятилетий был выработан также единый устав поведения “советского человека” и код формирования его мировоззрения, являющиеся обязательными для всех граждан страны, на ее территории или вне ее. Любое отклонение от этих норм ставило гражданина в положение “врага народа”, практически лишая его права на уважение, на защиту, а часто — и на саму жизнь.
Так же в Израиле, в течение десятков лет создавалось сверх понятие “израильтянин”, нивелирующее любые отличия по стране исхода репатриантов, культурным или религиозным признакам, чтобы создать новую, этнически и культурно нейтральную, культуру “сабры” на руинах еврейской традиции.
Точно так же, как в СССР, в период гегемонии социалистических партий в Израиле любое отклонение от поведенческого кода “израильтянина” делало человека изгоем в собственной стране (поинтересуйтесь историей ветеранов ЭЦЕЛя и ЛЕХИ), и то, над чем смеялись в своей репризе Арик Айнштейн и Ури Зоар в свое время, переродилось в настоящую конфронтацию между выходцами из разных стран.
По этому же принципу к началу 1990-х годов был создан идеал “еврея-миротворца”и “еврея-миролюбца”, а противники “мирного процесса” объявлены “врагами народа”.
Деление на “своих” и “чужих” по признаку партийной принадлежности при назначении на работу в государственных учреждениях и государственных компаниях, как и на предприятиях, принадлежащих местным олигархам, также являлась и продолжает в большой мере являться знакомым признаком царящей в Израиле партократии, которая отличается от советской лишь количеством правящих партий.
Когда репатрианты из СССР\СНГ столкнулись с этой до боли знакомой ситуацией, они встали перед дилеммой: бороться с ней или, используя предыдущий опыт, приспособиться к ней. Действительность свидетельствует, что большинство избрало второй вариант. Лишь немногие нашли в себе силы вновь встать на путь борьбы. Готовых бороться всегда меньшинство…
Так же, находясь в меньшинстве в среде других еврейских организаций и различных правозащитных движений, рав Меир Кахане начал борьбу “Лиги защиты евреев” за права, свободы и репатриацию советского еврейства, огромного “молчащего еврейства”, лишенного национальной гордости.
Своей борьбой рав Кахане и “Лига защиты евреев” поддержали пробудившуюся в советских евреях в результате победы Израиля в Шестидневной войне национальную гордость, вернула советскому еврейству уверенность в себе и надежду на будущее. Голос еще недавно “еврейства молчания”зазвучал во всеуслышание и пробился сквозь “железный занавес”. Однако психология изгоя и приспособленца оказалась глубоко внедренной в души советских евреев.
Всегда находились те, кто отстаивал свои права, выходил на демонстрации протеста, и те, кто наушничал властям, те, кто боролся за права и свободы, и те, кто демонстрировал показную лояльность.
Были те, кто торжествовал, узнав о захвате активистами “Лиги защиты евреев” офиса ТАСС в Нью-Йорке в 1969 году (откуда они обратились ко всему миру с требованием предоставить евреям СССР права на национальные интересы и репатриацию в Израиль) или о демонстрации в защиту советских евреев перед советским посольством в Вашингтоне, которая впервые вынесла эту проблему на первые полосы всех центральных СМИ во всем мире и была достойна войти в Книгу рекордов Гиннеса по количеству арестованных на ней мирных американских граждан. (Эта демонстрация в декабре 1970 года была ответом на приговоры “самолетчикам” — но они-то поднялись сами!).
Всего за период с 1968 по 1972 год “Лига защиты евреев” совершила более 50 акций самого разного характера, направленных — мера за меру — против репрессий, которым подвергались советские евреи.
Мера за меру: когда “Лига защиты евреев”протестовала против запретов на распространение в самиздате журналов, посвященных еврейской культуре и традиции, ее активисты сорвали выступление балета Большого театра в Нью-Йорке, выпустив в зал рой раздраженных пчел.
Но были и члены “Советской лиги против антисемитизма”, во главе с генералом Советской армии Драгунским, осуждавшие, в угоду курирующим эту “Лигу” советским властям, антисоветские акции рава Кахане и его “клевету на советскую действительность”, “разрушающую дружбу народов СССР”.
Как это ни печально, но 6 апреля 1976 года под письмом, критиковавшим деятельность рава Кахане и его“Лиги”, подписались те, за чье освобождение из тюрем несколько лет спустя р.Кахане боролся теми же методами: Анатолий Щаранский, Йосеф Бегун и другие…
Страх, внедренный Галутом в еврейские души, — сколько говорил, писал и боролся раввин Кахане с Галутом, считая его главным проклятием еврейского народа… Всю свою жизнь посвятил он этой борьбе.
Акты насилия и устрашения против советских представителей в США не были “хобби”рава Кахане или методом психологической разрядки, избавления от собственных комплексов неполноценности, как пытаются это истолковать многие его оппоненты — они явились эффективным инструментом давления на советские власти, средством, с помощью которого ему удалось облегчить участь многих отказников и узников Сиона.
Многие из них обязаны ему своей жизнью: угрозами расправы над советскими дипломатами он вынудил отменить смертные приговоры “самолетчикам”, осужденным на Первом Ленинградском процессе.
Многим другим удалось сократить сроки пребывания в тюрьме, в карцере.
Самым известным из них является Анатолий-Натан Щаранский, чья фотография стояла на рабочем столе рава Кахане в офисе движения КАХ. Но фотография Кахане никогда не была замечена поблизости от Щаранского, как и многих других, за чье спасение Кахане боролся…
Как только цель была достигнута — антисемиты в США получили отпор, первые тысячи советских евреев получили разрешение на выезд из СССР, а за оставшихся стали бороться десятки других организаций — рав Кахане перешел к решению других еврейских проблем.
Но, прежде всего, он осуществил свою мечту и призвание, подав пример многим: он репатриировался в Израиль в 1972 году.
Он и здесь продолжил бороться за благо евреев, но немногие поддержали его и в этом. (Здесь следует особо помянуть, прежде всего, Голду Елин, да будет благословенна память о праведнице, в одиночку организовывавшую пикеты в его поддержку и в знак протеста против репрессий, которым рав Кахане стал подвергаться и в Израиле).
И в Израиле рав Кахане оказался одним из немногих, предвидевших грядущую катастрофу. И не только в отношении арабской проблемы: он не забыл о советских евреях, ставших репатриантами — еще в 1986 году он разработал и подал на рассмотрение комиссии Кнессета проект абсорбции массовой алии, во всех ее аспектах. Те, кто отказался тогда даже рассмотреть ее, несут ответственность за последствия, которые сказываются до сих пор.
Всего не перечислить и не упомянуть. Остается только почтить минутой молчания память о человеке кристальной честности, огромной мудрости, поразительной самоотверженности, обладавшего даром предвидения и бывшего заклятым врагом“советского человека” и “израильской ментальности”.
И вернемся к его завещанию репатриантам из СССР\СНГ:
“Не дайте Сталину победить в Израиле!”
Суть сталинизма — насаждение единой идеологии и мировоззрения и достижение абсолютного контроля над гражданами государства методом репрессий, устрашения и поощрения наушничества, “стукачества” друг на друга.
Поэтому Сталин предпринял столько усилий в борьбе с религией: вера в Б-га является непреодолимым барьером на пути к обладанию абсолютной властью над человеком, фильтром на пути любой насаждаемой идеологии.
Именно поэтому сейчас и в Израиле властям и предпринимаются попытки удалить веру, религию и все, что связано с многовековой традицией из учебных программ, СМИ и культурной и общественной жизни.
Именно поэтому рав Меир Кахане избрал для подзаголовка своего обращения,ставшего завещанием: “Не дайте Сталину победить в Израиле!”.
Не верьте, что наша религия — в прошлом, что это не актуально, не современно. Познакомьтесь с традицией, изучите Тору, поверьте в Творца, будьте цельными и гордыми евреями.
“Не дайте Сталину победить в Израиле!”
AI&PIISRAEL
Времена меняются, дорогой Шломо. Поэтому должны меняться ЦЕЛИ. Вне зависимости от того, религиозный человек или светский, все должны стемиться МЫСЛИТЬ ЗДРАВО. К этому призывала Тора (Берешит 9:9, 11, 13): «Вот, Я устанавливаю союз Мой с вами и потомством вашим после вас… не будет более истреблена всякая плоть водами потопа… Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею». Так Тора определила понятие ЧЕЛОВЕК и КРИТЕРИЙ ОТБОРА ЛЮДЕЙ для управления обществом. К сожалению, это осознала наука только к концу ХХ века. И это условия, соблюдение которых гарантирует эффективное развитие жизни на земле. К ним Тора добавила (Дварим 18:18): «Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить им все, что Я повелю ему». Но это не поняли ни те, ни другие. И общество стало расслаиваться, когда сбылось пророчество Торы (Дварим 30:5): «И приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею». Но хуже всего, что и руководители не способны понять это.