Британский историк Пол Джонсон охарактеризовал иудаизм как «древнейшую и высокоэффективную социальную машину по производству интеллектуалов». И объяснял это тем, что во главу угла евреи всегда ставили образование. Уже тысячелетия назад для детей работали хедеры – прообразы нынешних школ. Для молодежи – иешивы, ставшие предтечей вузов и колледжей. Для людей среднего и старшего возраста – колели, до сих пор не нашедшие аналога в нееврейской среде. Таким образом, евреи учились всю жизнь, преподавание считали высшим призванием в жизни человека, знание стало главным мерилом. И по сей день вопросу «где будет учиться наш сын?» в любой еврейской семье уделяется огромное значение.
Откуда такая невероятная тяга к знаниям, родившаяся еще, по сути, чуть ли не в первобытном обществе? Однажды лауреата Нобелевской премии по физике Исидора Раби спросили во время интервью:
– Почему вы стали ученым?
– Ученым меня сделала мама, сама того не ведая, – ответил он. – Матери моих одноклассников спрашивали у них после школы: «Что ты сегодня выучил?» А моя мама интересовалась, задал ли я в течение дня хоть один интересный вопрос учителю. Так я и стал ученым – благодаря умению задавать хорошие вопросы. Поразительно, но иудаизм как религия не требует слепого послушания! Ещё более неожиданный факт – в иврите, на котором сформулированы 613 заповедей, выведены тысячи законов, предписаний и постановлений мудрецов, вовсе нет слова, означающего «повиновение». В XIX веке, когда иврит возрождался в качестве современного языка, для обозначения «повиновения» использовали арамейское слово лецайет. В Торе же используется слово шма, которое скорее переводится как «внимай» и «понимай». Сама структура еврейского сознания диктует – надо сначала разобраться, прежде чем повиноваться. В большинстве традиционных культур задачей родителя являются наставления, поучения и наказы, а обязанностью детей – послушание. Старинная английская пословица гласит: «Детей должно быть видно, но не слышно», а одна из христианских доктрин постулирует, что «сын должен во всем повиноваться отцу». Сократ, который всю жизнь учил людей задавать вопросы, был проклят жителями Афин именно за то, что «испортил молодое поколение», и оно всё теперь ставит под сомнение. Иудаизм же представляет собой редчайшее явление – веру, основанную на вопросах, которые должны, казалось, подорвать основы самой веры.
«Ду фрегст а гуте каше!» – «Ты задал хороший вопрос!» – нередко эту фразу можно услышать в любой иешиве. Как-то дипломированный психиатр раввин Авраам Тверский рассказывал, что в молодости учитель показательно ставил под сомнение и ниспровергал любые его утверждения, дабы научить критически мыслить и передать способность смотреть на вещи с разных сторон. Многим претит эта еврейская особенность – всё время задавать вопросы, причем тяжелые, болезненные, казалось бы, неуместные, о которых хотелось бы забыть, отгородиться. Но эта способность – прямое и самое главное повеление Торы.
Однако далеко не на все вопросы есть ответы, и этому тоже надо научить детей. Некоторые ответы к нам приходят лишь по прошествии лет и с приобретением жизненного опыта. Поиск ответов требует особых интеллектуальных усилий, но многое мы просто не в состоянии постичь на данном этапе своего развития в силу своей ограниченности. Исаак Ньютон, основавший современную науку, говорил: «Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает более пёстрый камешек, чем другие, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».
Лорд Джонатан САКС
Шейндл КРОЛЬ
Jewish.ru