В субботу Дональд Трамп отметит символическую дату — сто дней на посту президента США. Этот срок давно утратил первоначальное значение (1 марта 1815 года французский император Наполеон Бонапарт вернулся из ссылки на острове Эльба и 7 июля того же года распустил правительственную комиссию, которая отвечала за власть после его вынужденного отречения) и стал символом начала правления главы государства, хотя первые сто дней власти может отметить кто угодно. В случае с Дональдом Трампом писатель Джон Рид назвал бы это «100 дней, которые потрясли мир», а писатель Габриэль Гарсиа Маркес — «100 дней одиночества». Я бы назвал это «100 дней одиночества, которые потрясли мир». Обещав вернуть Америке былое величие, ее 45-й президент действительно потряс, а точнее, растряс мир, привыкший к сострадательному консерватизму республиканца Буша-младшего и либеральному миротворчеству демократа Обамы. Обещав это, президент Дональд Трамп почувствовал себя если не в одиночестве, то в окружении людей, на которых он не может положиться, а лояльность Трамп ценит прежде всего.
Президентство досталось ему победой над мощным противником, на стороне которого стояло большинство нашей элиты, интеллектуалов и журналистов. Обозреватель и даже претендент на Белый дом Пат Бьюкенен пророчески назвал время правления Трампа «президентством в осаде». Малейшая оговорка, недоговорка или переговорка Трампа немедленно становилась притчей во языцех ведущих СМИ. Всё, что он говорил, считалось плохо, а о чем молчал — еще хуже. И все же он победил. В таких случаях принято говорить: победил народ.
За сто дней власти Дональд Трамп поставил президентский рекорд, подписав 25 указов и 28 законопроектов, которые стали законами. При поддержке законодателей-однопартийцев он провел в Верховный суд США своего номинанта, Нила Горсача, тем самым определив судьбу многих своих рацпредложений по обустройству Америки, которые встречают сопротивление в виде решений федеральных судей. Это больше, чем любой другой президент в современной истории Америки. Основные намерения кандидата Трампа, которые выстлали ему красный ковер по ходу избирательной кампании, — отгородиться от Мексики стеной, избавить Америку от нелегалов и отменить «Обамакер», — оказались нелегким делом и стали разменной монетой на пути президента Трампа.
Судя по результатам опроса 1004 человек, который с 17 по 20 апреля провели телеканал АВС и газета Washington Post, работу Трампа-президента за первые 100 дней одобряют 42% американцев, что тоже рекорд, но негативный, со времен президента Эйзенхауэра в 1945 году, более половины опрошенных считают, что Трамп является сильным лидером, а среди тех, кто проголосовал за него в ноябре прошлого года, 94% остались при своем мнении, 4% промолчали и 2% отреклись. Опрос также показал, что на сегодня Дональд Трамп по-прежнему предпочтительнее Хиллари Клинтон, что, конечно, слабое утешение, но практически все опрошенные (99%) поддержали решимость Трампа бороться за рабочие места для американцев.
«Если до этой субботы не настанет конец света, — написал обозреватель Майкл Гудвин, — в большинство оценок первых ста дней президента Трампа войдет смесь хорошего, плохого и злого. Упор будет сделан больше на том, что он сделал, чем на нем самом». Приведя заголовок известного вестерна 1960-х годов «The good, The bad and The ugly», Гудвин написал, что, если считать Трампа изначально «хорошим», можно вспомнить его уверенность в росте экономики, борьбу с нелегалами и «Обамакер», которую он не прекратил, и успешные встречи с иностранными лидерами. Если считать Трампа изначально «плохим», можно заявить о его президентской профнепригодности и о связи государственной власти с личным бизнесом. От себя добавлю, что, если считать Трампа «злым», как не заявить, что такой президент способен развязать Третью мировую войну по пустяшной прихоти, вроде жалости к маленьким сирийским детям.
Рекомендуя толковее разобраться в свершениях Трампа за первые 100 дней власти, Майкл Гудвин напоминает о 9 ноября прошлого года, когда Дональд Трамп стал избранным, но еще не действующим президентом. Победа обрушилась на него громом среди ясного неба в последние часы выборов, и на сцену зала отеля Hilton Трамп с семьей вышли счастливыми, но ошеломленными. С другой стороны, мы видели и слышали в Javits Center, скорбь сторонников Хиллари Клинтон, которая позвонила Трампу и признала его победу, — как недавно стало известно, сделав это только по настоянию Барака Обамы. Победу Трампа как законно избранного президента США не признала ни она, ни ее сторонники, ни уже упомянутая элита, и началось то, что Бьюкенен назвал «президентством в осаде», а затем — второй Гражданской войной. Нет нужды перечислять этапы этой войны, от сомнений в легитимности выборов до связи президента Трампа с кровавым режимом Путина. И, тем не менее, Дональд Трамп наш 45-й президент, который уже 100 дней делает свое дело на благо своей страны. СМИ, которые ратовали за Хиллари Клинтон, не могут простить ему победы над ней, изображая Трампа карикатурным неумехой, а его кабинет — сборищем недотеп. New York Times изящно пошутила, что администрация президента заседает в темноте, поскольку никто не знает, как включить свет. По мнению Майкла Гудвина, эта свирепая ненависть левого крыла оказывает дурную услугу Демократической партии, которая может «уничтожить себя витком злобного радикализма». Оценка первых, вторых и следующих 100 дней власти президента Дональда Трампа должна зависеть не от особого к нему отношения, а от обычных мерок: доверия избирателей и умения ладить с Конгрессом. А свершения — только средства во имя этой цели. В ознаменование первых ста дней президентства Дональд Трамп решил в первый раз после инаугурации посетить свой родной Нью-Йорк. 4 мая он не въедет к нам на белом коне в сияющих рыцарских доспехах, а прилетит в бронированном президентском Боинге ВВС-1, и появится на борту стоящего на приколе в Манхэттене у Вест 46 стрит авианосца «Бесстрашный» (Intrepid), превращенного в музей наших военно-морских сил. Официально визит президента связан с 75-летием сражения в Коралловом море, которое прошло с 4 по 8 мая 1942 года между кораблями императорского флота Японии и союзниками США и Австралии. Тактически там победили японцы, но стратегически — союзники. На борту «Бесстрашного» президент Трамп встретится с премьер-министром Австралии Малколмом Тернбуллом, чем, как сообщил его пресс-секретарь Шон Спайсер, подтвердит «стойкие связи, глубокую дружбу и тесный союз» между двумя странами. Но это будет уже 105-й день президентства Дональда Трампа.