Материалы сайта www.evrey.com
Несколько дней назад на стадионе “Доха”, расположенном в населенном арабами израильском городе Сахнин, в рамках чемпионата Израиля по футболу (в Высшей Лиге!) состоялся матч между местной командой «Бней-Сахнин» и тель-авивской командой «Маккаби». Встреча завершилась убедительной победой «Маккаби» со счетом 3:1., что вызвало ярость прибывших поддержать свою команду арабских болельщиков. Серьезные инциденты, как отмечают в СМИ, начались еще до начала игры, когда арабские болельщики подскочили к четырем евреям, приехавшим в Сахнин “болеть” за «Маккаби» и отобрали у одного из них клубную атрибутику. Сразу после финального свистка сотни разъяренных арабов совершили массовую атаку на болельщиков «Маккаби». Завязалась драка. Дерущихся попытались разнять полицейские. Представители СМИ сообщили, что арабы заблокировали выход еврейским болельщикам, покидавшим стадион, и стали бросать в них палки и камни. За пределами стадиона арабы тоже закидывали евреев камнями и палками. Зазвучали речевки о Холокосте (все это, напомним, происходило накануне Дня памяти жертв Катастрофы европейского еврейства) — арабы желали соплеменникам болельщиков «Маккаби» его повторения. Полицейский, оказавшийся между фанатами «Бней-Схнина» и болельщиками «Маккаби», получил ранение камнем, брошенным фанатом арабского клуба. Арабские болельщики камнями нанесли повреждение автомобилю одного из журналистов, пытавшихся покинуть стадион. Атаке арабских камнеметателей подвергся также автобус с футболистами «Маккаби». В результате каменной атаки несколько машин были повреждены, и, по словам журналистов — “только благодаря чуду не произошло ничего более серьезного”. Многие еврейские водители были вынуждены ехать с опасной скоростью — чтобы спастись и избежать серьезных травм.
Оставим “за скобками” нашего анализа осмысленность такого вида человеческой деятельности, как активное “боление” за любимую футбольную команду, участие в “фанатских” клубах и т.д. Отметим лишь, что спокойные, интеллигентные, не склонные к скандалам и насилию фанаты — явление в “фанатском” мире, мягко говоря, достаточно редкое. И все же проявления “фанатской” любви к своей команде и нелюбви к команде соперников и в этом, “фанатском” мире — имеют свои четкие границы. Пересечение которых “фанами” может привести не только к серьезным последствиям для самих фанатов (вплоть до ареста, суда и тюрьмы), но — и к дисквалификации футбольной команды. И всякий раз, когда фанаты дают себе “волю”, в их поведении ярко проявляется не только их, так сказать, “спортивное”, но и — “политическое”, гражданское лицо. Будь-то бесчинствующие на стадионах фанаты- неонацисты в Западной Европе, или — их идейные братья российские бритоголовые “болельщики”, громящие примыкающие к стадионам улицы российских городов, или (как это сейчас произошло в Сахнине) — бесчинствующие арабы, ненавистники евреев и Израиля. Видимо, не случайно каждый раз, когда авторы данного аналитического материала слышат о встречах спортивных команд, представляющих израильский арабский и еврейский секторы, их не покидает ощущение некоторой искусственности данной ситуации, некоего “двойного дна” отношений, о котором в Израиле не принято говорить и даже упоминать (а возможно — и думать). Разумеется — до того момента, когда ситуация “взрывается” и ее подтекст и истинный смысл выходят наружу. Но и тогда комментаторы израильских СМИ умудряются не говорить о главном: о фундаментальной лжи и лицемерии, лежащей в основе подобных “товарищеских спортивных встреч” арабских и еврейских футбольных и пр. команд. Главная ложь и главный самообман Израиля заключается в ставке на утопический лозунг: “О спорт — ты мир!”. Стремление подменить истинные отношения между евреями и арабами Израиля ложными, сладкими, красивыми мифами — основная движущая сила арабо-еврейских отношений во всех областях, и, прежде всего — в сфере культуры и спорта. Забыть о том, что евреи имеют дело с “единым целым”, как говорят сами израильские арабские лидеры — “палестинским народом по обе стороны от “зеленой черты”, забыть любой ценой — вот главная цель совместных арабо-еврейских культурно-спортивных мероприятий. Цель, сразу и прямо скажем — недостижимая. Что со всей очевидностью и подтверждают последние события в Сахнине.
О людях, утративших над собой контроль из-за большой дозы выпитого алкоголя, часто говорят: “Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке”. То же самое можно сказать и о разошедшихся не на шутку израильских арабских футбольных фанатов, которые, распаляясь, высказываются и действуют именно так, как, с их точки зрения, “надо себя вести с евреями Израиля”. В этом смысле, поведение фанатов команды “Бней-Сахнин” — прекрасная иллюстрация истинных настроений арабов Израиля по отношению к израильским евреям. Иными словами, именно такими были бы, в самом лучшем случае, повседневные “арабо-израильские отношения”, если бы арабские жители Израиля могли свободно и безнаказанно, без оглядки на полицию и спецслужбы, проявлять свои “теплые чувства” к евреям-израильтянам. Одновременно то, что произошло на этом футбольном матче — и предупредительный “звоночек” для израильтян, которые все еще надеются, что громко булькающая кастрюля бесконечно долго будет стоять на медленном огне — безо всяких последствий для израильтян. События на арабском стадионе в арабском городе Израиля со всей ясностью свидетельствуют, что наступит момент, когда “фанаты Сахнина” (в самом широком смысле этого определения, охватывающего всю арабскую общину Израиля) перестанут оглядываться на полицию и спецслужбы и дадут волю своим истинным чувствам. Уже — отнюдь не в масштабе отдельного футбольного матча и отдельного города. Израильское общество должно быть готово к этому. Прежде всего — ментально, психологически. Это значит, что ему, в первую очередь — следует освободиться от плена опасных иллюзий по поводу “ду-киюма” (мирного сосуществования палестинских арабов и евреев в одном государстве). Внутренняя неготовность к восприятию реального положения дел, крайне далекого от розовых мечтаний о “ду-киюме” — может обойтись израильтянам слишком дорого. Как и любое искаженное, идеалистическое отношение к противнику во время войны.