150 млн. долларов. За такую сумму неизвестный коллекционер из Китая приобрел портрет Адели Блох-Бауэр II кисти Густава Климта, ранее принадлежавший легендарной телеведущей Опре Уинфри.
Сделка стала крупнейшей в мире искусства в 2016 году, хотя широкой публике более известен «Портрет Адели Блох-Бауэр I», который также называют «Золотая Адель». В обоих случаях основателю стиля «венский модерн» послужила моделью жена сахарного короля Фердинанда Блоха и дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра Адель.
Адель много лет приятельствовала с Густавом Климтом. В салоне супругов бывали также Рихард Штраус, вдова композитора Густава Малера — Альма, политик Карл Реннер — впоследствии федеральный канцлер Австрии.
В 1904 году Фердинанд узнал о предполагаемом романе Адели и Густава и нашел оригинальный способ остудить чувства художника. Он заказал ему портрет жены, требовавший множества эскизов, рассчитывая, что длительное позирование внесет в их отношения элемент рутины. На протяжении следующих трех лет художник создал более 100 набросков, выбирая правильное положение головы и рук модели. В конечном итоге Фердинанд оказался прав, самодовольная и элегантная Адель стала моделью для целых четырех работ мастера: «Юдифь I», «Юдифь II» и, собственно, двух портретов под номерами I и II, написанных в 1907 и 1912 годах. Племянница Адели Мария Альтман описывала тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная».
В 1925 году 43-летняя Адель скончалась, оставив завещание, в котором просила мужа завещать два ее портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее. В 1938-м после аншлюса нацисты конфисковали все имущество Блох-Бауэров, а сам Фердинанд бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Его знаменитая коллекция фарфора была продана с молотка, часть картин австрийских мастеров XIX века перешла в собственность Гитлера и Геринга, а некоторые из них, включая портреты Адели Блох-Бауэр, получила Австрийская художественная галерея.
Фердинанд скончался 13 ноября 1945 года в Цюрихе, не подтвердив в своем завещании дарение картин австрийским музеям и назначив своими наследниками детей брата.
Тем не менее до начала 2000-х годов полотна хранились в Вене, пока единственная из живых наследников Блох-Бауэров, гражданка США Мария Альтман не обратилась в суд. В результате в 2006 году арбитражный суд Австрии вернул Марии Альтман, проживающей в Лос-Анджелесе, право на владение пятью картинами работы Густава Климта. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» приобрел тогда за $135 млн. президент Всемирного еврейского конгресса и владелец нью-йоркской Die Neue Galerie Рональд Лаудер. Обладательницей «Портрета Адели Блох-Бауэр II» стала первая афроамериканка-миллиардер Опра Уинфри, выложившая за него $87,9 млн. И, как видно, не прогадала, поскольку всего за десять лет стоимость портрета выросла более чем на $60 млн., опередив даже «Золотую Адель».
Максим СУХАНОВ
«Хадашот»