Когда у дверей сидит здоровенный волк, самый легкий способ разобраться с ним — это пригласить его на ужин и надеяться, что он насытится, съев лишь жену и детишек.
Именно такую стратегию приняла большая часть Запада и, в частности, Европа, в отношении угрозы исламофашистов, которые хотят установить в мире законы шариата, и, может быть, именно этот путь изберут лидеры Запада в отношении возрождения фашизма в государствах — осколках старого Советского Союза.
Англичане испытывают оправданное возмущение по поводу смерти Александра Литвиненко, некогда офицера российской тайной полиции, который бежал из России и обосновался в Лондоне. Когда Литвиненко начал задавать слишком много вопросов об убийстве российской журналистки, которая причиняла неприятности Кремлю, его отравили радиоактивным полонием-210 и обрекли на смерть в агонии.
Покушение имеет все признаки, характерные для КГБ — или ФСБ, как россияне сейчас называют КГБ, — вплоть до зловещего и изотерического выбора яда, полония-210, который известен разве что ученым-ядерщикам. При проглатывании, вдыхании или попадании в организм через рану полоний-210 разрушает внутренние органы, и наступает медленная, болезненная и неизбежная смерть. Противоядия не существует.
Поговаривают, что смерть Литвиненко изменит отношения между Россией и Западом или, по крайней мере, между Россией и теми лидерами Запада, у которых еще есть «порох в пороховницах». Этот инцидент драматично навевает воспоминания о приснопамятных днях «холодной войны», заставляя предполагать, что «новая» Россия не так уж сильно отличается от старой. Контролируемые Путиным российские телеканалы сообщили о смерти Литвиненко в той же сюрреалистической манере, в какой старые коммунистические комментаторы сообщали о случайных смертях неудобных критиков государства: «Литвиненко скончался не от яда, а из-за «интриг» в русской общине в Лондоне. Литвиненко был «пешкой в игре, которую не понимал»…
В «новой» России Путина убийство превращается в чисто бюрократическую процедуру. Известно, что его тайная полиция сильно интересуется критиками путинской России. Борис Березовский, в прошлом заместитель секретаря Совета безопасности РФ, а сейчас беглец, проживающий в Великобритании, подружился с Литвиненко, когда тот приехал в Лондон. Он узнал о том, что российская спецслужба бравирует своей осведомленностью, «что он ест на завтрак, где обедает и где покупает продукты».
В начале этого года российский парламент одобрил закон, разрешающий российскому президенту отдавать приказы о расправе с «террористами» в других государствах. Это необязательно, но бюрократам повсюду нравится иметь в руке бумажку, должным образом подписанную и украшенную автографами, ленточками и печатями.
Владимир Путин — однозначно не тот человек, о котором подумал Запад, когда он только что пришел к власти, он больше не похож и на того лидера, которого Джордж Буш в свое время называл «человеком, с которым я могу вести дела». «За последние шесть лет состав правящей элиты в России претерпел драматические изменения. Придя к власти, Путин заполнил большинство важных постов ветеранами служб безопасности, со многими из которых он поддерживал связи со времени работы в Санкт-Петербурге, — писал Дэвид Сэттер, специалист по России в Институте Гувера, в газете The Wall Street Journal. — Уже при Борисе Ельцине Россия была сильно коррумпированной, однако, согласно данным независимого российского аналитического фонда ИНДЕМ, с ростом цен на нефть уровень коррупции в России в 2002 — 2005 годах поднялся на 900 %. Результатом такого развития событий стало то, что Путин создал правящий класс из представителей государственного аппарата безопасности. И когда этот класс укоренился, список жертв заказных убийств начал пополняться самыми известными политическими фигурами страны».
Буш, как и Тони Блэр, до сих пор может считать Владимира Путина человеком, с которым можно вести дела. Президенты и премьер-министры должны обладать определенной вежливой терпимостью к людям, которых они справедливо не любят. Вы можете сказать, что это цена ведения дел. Но мы, все остальные, должны надеяться, что эта вежливость исключительно вежливостью и является.

