Об авторе
Виталий Раевский родился в Москве, выпускник МИХТ им. Ломоносова, имеет более 250 научных и инженерных печатных работ (более половины из них опубликованы в странах Западной Европы и США) и 51 патент.
Хобби — история еврейского народа, анализ современного положения Государства Израиль, а также взаимосвязь философии и естествознания в процессе познания природы и общества (на эти темы около 100 публикаций).
В конце 1969 г. подал документы на выезд в Израиль, примкнул к движению активистов борьбы за выезд «Отпусти народ мой». В конце 1973 г. (по ходатайству президента Никсона в списке из 11 отказников) получил разрешение и репатриировался в Израиль, где был принят в Израильский Технологический Институт (Технион, Хайфа) на должность профессора-исследователя факультета аэронавтики. В 1976 г. организовал собственную частную фирму-лабораторию по созданию материалов для оборонной промышленности Израиля (получившую статус поставщика АОИ).
Параллельно активно занимался общественно-политической деятельностью: был председателем Объединения олим из СССР Северного округа, кандидатом в члены кнессета, участвовал в избирательной кампании М. Даяна и Э. Вейцмана.
В конце 1988 г., по контракту с американской фирмой, автор переехал на работу в США (Нью-Джерси).
«Тора — это проявление Б-жественной мудрости в сотворенном Всевышним мире».
Рав Адин Штейнзальц
Очерки рассматривают первую главу книги «Брейшит» Моисеева Пятикнижия (Тора). Они предназначены для читателей, мало или совсем не знакомых с Торой, но достаточно образованных, чтобы воспринимать логику и относиться с уважением к фактам. Цель этих очерков — подвести человека к вере в Единого Б-га (то есть цель Авраама) или к тому, чтобы Вы, уважаемые читатели, задали себе вопрос: «А может быть…»?
Я тоже еще не ответил на этот вопрос, но однозначно отказался от вбитого идеологами марксизма бездумного, априорного отрицания.
Один из моих слушателей спросил меня: «Кто написал Тору?» Я отвечаю — мне известны два факта. Во-первых, Тора была написана (или записана) не менее 3 тыс. лет назад (такова датировка найденных ее рукописей). Во-вторых, она содержит информацию, которую никак не мог знать человек во времена луков и стрел, информацию, которую мы сами узнали, узнаем и подтверждаем только сегодня. Следовательно, Тору не мог написать человек. Вот это я и хочу показать в своих очерках. Вывод делайте сами.
Хочу также довести до сведения читателей свое личное, авторское примечание. Тора — основа еврейской Библии (ТаНаХ), которая, по христианской терминологии, названа Ветхим Заветом, и это название стало общепринятым. Считаю такое название неприемлемым (и не соответствующим действительности). Тора и ТаНаХ в целом ни в чем не изменились и остаются неизменными всегда. Это не ветхий, а Вечный Завет. Я призываю читателей принять и распространять это название — Вечный Завет.
Эти очерки — плод не только моих размышлений, но и, в определенной степени компиляция мнений, ибо в них использованы материалы и раздумья многих авторов.
Тора подразделяется на две неравные части: краткий рассказ о происхождении Мира и человека и подробное изложение произошедших в нем событий, связанных с древней историей евреев.
Исторические события поддаются проверке современными методами исследования прошлого, и я убежден, что они действительно имели место. Что касается происхождения мира, то этот вопрос намного сложнее. Мы даже не знаем, возможно ли полное познание мира человеком, или оно ограничено пределами его разума, органов чувств и усиливающих их приборов. Кроме того, мы, люди, задаем вопросы более глубокие, чем те, на которые естественные науки могут ответить. Например, о смысле и цели нашей жизни. Эти вопросы относятся не к физическому (материальному), а к духовному компоненту нашей природы, и каждый из нас решает их самостоятельно (или не решает вообще).
Так или иначе, но, несмотря на гигантский прогресс науки, мы до сих пор не имеем единой теории образования Вселенной, включая происхождение законов ее развития и даже происхождения жизни на Земле. Мы преуспели только в примерном описании некоторых проявлений законов природы, но не в механизме их происхождения и называем это великими открытиями, которые к тому же постоянно пересматриваются. Как говорил А. Эйнштейн: «Нет ни одного понятия, относительно которого я был бы уверен, что оно останется незыблемым».
Похоже, что этим и ограничиваются наши возможности, ибо создавая новые приборы, мы каждый раз открываем новые элементы Вселенной и новые их качества в микро-, макро- и в космомире. Мы каждый раз убеждаемся в несовершенстве наших знаний и узнаем, что известное нам — это всего лишь капля в безбрежном океане неизведанного. Только за последние годы открыты новые мельчайшие, но опять не самые мелкие, частицы микромира и, наоборот, новые звезды и планеты в космомире, расположенные от нас в миллионах световых лет, а ведь 1 световой день — это около 25 млрд. км.! Если лететь со скоростью сегодняшних космических кораблей, преодоление этого расстояния займет 30 млн. лет! И это уже практически не воспринимаемое разумом расстояние — «капля» в космическом океане Вселенной. «Наука — это некий круг, а задача ученых — его расширять. Но чем он шире, тем больше и границы непостижимого», — Сергей Капица.
Законы природы, механизм их действия, основные их параметры, происхождение и развитие Вселенной в целом, по-видимому, находятся за пределами человеческих возможностей, но эти законы, конечно, существуют и независимо от нас. Как говорили древние: «Если глухой не слышит, то это не значит, что в мире нет звуков». Эти законы существуют и управляют миром, а значит, есть и «законодатель», который их создал и контролирует. Так считал Моисей более 3 тысячелетий назад, Платон и Аристотель — почти 2,5 тысячи лет назад, Стратон — 2 тысячи лет назад, Галилей и Микельанджело — 500, Ньютон и Кант — 250 лет назад, Алексей Толстой и Циолковский — 100 и, наконец, Эйнштейн. Но Кто (или что) этот законодатель, и Кто (или что) следит за их соблюдением? Здесь уместно отметить, что все, кто создал основу современной науки, были глубоко верующими людьми: Галилей, Кеплер, Декарт, Паскаль, Ньютон, Лейбниц, Мендель, Пастер…
Мир, по-видимому, бесконечен, как бесконечен, например, числовой ряд, в котором за каждой цифрой следует на единицу большая. Бесконечно и развитие науки. Поэтому наши знания о мире будут непрерывно уточняться, асимптотически приближаясь к абсолюту, но никогда его не достигая и оставаясь мозаичными. Таково представление о процессе познания мира, которое следует и из Торы, и из современной науки.
«Последний шаг разума — это признание того, что есть бесконечность вещей, которые его превосходят» (Паскаль).
Продолжение следует