Песах – это не просто очередной праздник еврейского года и даже не годовщина освобождения евреев из рабства. Повествование о Песах – самая старая и удивительная история об исполнении надежд. Это рассказ о том, как ничем не примечательный и пребывавший в рабстве народ обрел свободу, уйдя из самой могущественной и влиятельной империи того времени. Песах стал ярким примером, как наиболее вероятный исход событий – гибель евреев в египетском рабстве – был предотвращен самым неожиданным и чудесным образом. Повествование о Песах стало живым напоминанием о силе надежды.
История праздника Песах является доказательством, что сила народа заключена не в многочисленной армии или сверхмощном оружии, не в огромных памятниках и монументальных зданиях, и не в публичной демонстрации власти и богатства. Сила народа зависит от куда более экзистенциальных факторов – веры, которая дарует свободу, и чувства неприкосновенной святости жизни человека, сотворенного по образу и подобию Всевышнего. О ком бы ни шла речь – даже если речь идет о жизни раба, чужака или несмышленого малыша. Песах стал вечным укором тем, кто использует данную им власть, чтобы преследовать и унижать других. Как правило – своих собратьев.
Более ста поколений наши предки передавали эту историю своим потомкам. И сегодня, спустя тысячелетия, мы на собственном опыте осознали, что значит быть народом, хранящим свою историю, которая живет не в настенных иероглифах, а в умах и сердцах людей. Народом, веками хранящим свою веру и в прошлом, и в будущем, и передающим через поколения силу человеческого духа, личной ответственности и человеческого достоинства.
Есть еще несколько причин, благодаря которым история Песах оказалась центральным событием, лёгшим в основу иудаизма. Прежде всего, Исходом из Египта обусловлены полученные евреями на горе Синай скрижали Завета и заповеди. То, «что однажды мы были рабами в Египте», является, на самом деле, единственной причиной, по которой мы исполняем большинство заповедей. Таким образом, Исход из Египта стал основой для значительной части еврейских законов. А заодно – и для еврейской логики. Ведь ключевые элементы еврейского закона, по сути, являются противопоставлениями египетским обычаям и традициям. Именно необходимость отличаться от египтян и предопределила модель устройства еврейского общества на многие тысячелетия вперед.
«Начиная с Исхода, свобода всегда говорила с еврейским акцентом», – писал Генрих Гейне. В то же время французский философ Эммануэль Левинас называл эту свободу «трудной», так как она неминуемо сопряжена с личной и коллективной ответственностью. Песах дает нам возможность сделать этот выбор: мы пробуем и горькие травы рабства, и хлеб бедности, но и выпиваем четыре бокала вина, каждый из которых символизирует один из этапов перехода от рабства к свободе. И каждый день, каждую минуту этот выбор за нами!
Лорд Джонатан Сакс
Шейндл Кроль
Jewish.ru