Сейчас мы продемонстрируем творческий подход в нахождении новых идей в Торе. В пасхальной теме два главных героя сюжета – Моше и фараон.
В сюжете Исхода – фараон символизирует наше ецер а-ра, оппозиционное начало, которое сопротивляется нашим духовным усилиям.
А сейчас мы расширим рамки нашего анализа.
В Торе мы имеем три истории, в которых фараоны имеют дело с главными еврейскими героями. Первая история соединяет первого фараона с Авраамом.
Вторая история соединяет второго фараона с Иосефом. Третья история соединяет третьего фараона с Моше. В Торе нет случайных совпадений. Три фараона должны обозначать три варианта нашего взаимодействия с некой важной силой.
Дальнейший анализ является упражнением по поиску важных посланий, которые дает нам Тора. Опишем ключевые события трех историй.
Первый фараон захотел жениться на жене Авраама – Саре. Формально он не знал, что она жена Авраама (который скрыл этот факт). Фараон взял Сару себе. Но Вс-вышний вмешался, и у фараона начались проблемы. Он выяснил, что это произошло из-за того, что Сара – жена Авраама. И далее произошло ключевое событие. Фараон не просто извинился перед Авраамом, но он отправил его домой, одарив огромным количеством подарков (ресурсов) и даже передал одну из своих дочерей в качестве наложницы.
Второй фараон увидел провидческие сны. Он вызвал Иосефа, который истолковал эти сны. Далее Иосеф предложил фараону «антикризисный» план на основе интерпретации снов фараона. После этого фараон назначил Иосефа своим ключевым заместителем (менеджером), и Иосеф реализовал для фараона план спасения Египта и вывода его в разряд мирового кормильца.
Третий фараон держал в рабстве евреев, возражал Б-гу и Моше, получил «на свою голову» десять казней и был утоплен вместе с армией при попытке догнать и вернуть евреев.
Попробуем извлечь суть из этих трех историй.
Третий фараон откровенно противодействует евреям. Его ждет печальный конец.
Первые два фараона символизируют два продуктивных сценария взаимодействия евреев с ключевыми силами.
Второй фараон берет Иосефа в свои ключевые помощники и дает ему полную свободу управлять процессами. Но также интересно, что второй фараон действует как провайдер («поставщик» сновидений, которые интерпретирует Иосеф). Это очень интересная «связка». Фараон – не простой персонаж, Б-г задействует его как канал сновидений, а Иосефа использует как интерпретатора.
Первый фараон находится в не менее интересной позиции.
Авраам на языке Каббалы представляет хесед, качество давания миру ресурсов. Хесед – раздает, гвура – регулирует раздачу. Хесед – как «раздаточная» труба, гвура – как регулирующий «кран» на трубе.
Откуда у Авраама ресурсы для реализации функции хеседа? Согласно истории из Торы, именно фараон обеспечил Авраама дарами – ресурсами.
Мы получаем цепочку. Главный провайдер всего – Б-г, Он дает ресурсы фараону, который дает ресурсы Аврааму, который дает их окружающим.
Первый фараон в связке с евреем Авраамом – работает провайдером провайдера.
Первый фараон иерархически выше Авраама.
Второй фараон старший партнер Иосефа.
Третий фараон оппонент Моше.
Обратим внимание на дополнительный смысловой слой.
Первый фараон вначале хотел жениться на Саре, которая была женой Авраама, а в конце дал Аврааму в жены – наложницы свою дочь Агарь.
Второй фараон дал Иосефу жену Аснат.
Дочь третьего фараона Батья стала приемной матерью Моше, спасшей его.
Нам показывают три сценария духовного процесса самореализации и их глубинные вариации.