«Мы на карте мира, и не только в баскетболе – во всем», — сказал капитан баскетбольной команды «Маккаби – Тель-Авив» Таль Броди на иврите с американским акцентом, когда ему прямо в лоснящееся от пота лицо сунули микрофон сразу после удивительной победы его команды над грозным противником, а впоследствии и олимпийским чемпионом – баскетбольной командой ЦСК в 1977 году.
В жизни каждого из нас есть история Исхода – был ли он частью большого исхода, русского или эфиопского, или своего личного, но от того не менее значимого. Эксодус – момент, когда ты должен все поставить на карту. Отказаться от комфорта повседневной рутины и устремиться за своей мечтой, осознать, что жизнь — нечто большее, чем рабское следование чьему-то «генеральному плану», и устремиться за призывом свыше.
Сколько раз внутренний голос шептал нам, что нам нужно, что мы можем, что мы должны сделать это? Сколько раз мы принуждали этот голос замолчать? И сколько раз мы потом силились представить себе, что было бы, прислушайся мы к нему?
Таль Броди был зачислен в NBA вместе с Джимом Боутрайтом и другими ребятами, которые ушли из Гарварда, отказавшись от многообещающего диплома юриста, и променяли славу американского баскетболиста, обеспеченную большими деньгами, на жизнь и тренировки в маленькой и опасной стране, вопреки воле их родителей, которые, я уверен, рыдали от страха, узнав о решении их детей. (Так рыдали и многие евреи, когда Моисей попросил их войти в землю Израиля после того, как большинство разведчиков (10 из 12), сообщили о невозможности выжить в противостоянии врагам в Ханаане. Так рыдали друзья и родители евреев, уезжавших в Израиль из СССР: до 1967 года советская пропаганда утверждала, что уезжавшие в Израиль обречены на второй Холокост.) И все же они совершили свой Исход, решились на алию и стали частью команды и нации, которая взрастила народ и сделала мечту реальностью.
В истории Песаха много уроков и много начал. Одно из первых — наша Агада и ребрендинг имиджа нашего народа, про который всегда говорили, что «евреи — народ Книги!» Но мы разорвали оковы этого стереотипа, доказав, что мы можем быть не только сочинителями идей, мы можем быть и их воплотителями. Как наш другой лидер и отец нации Теодор Герцль сказал примерно через 3300 после первого Эксодуса, когда он готовил евреев к другому Исходу: «Если захотите, то имейте в виду — это не Агада!».
Однако желания и веры в Эксодус недостаточно. Внутренний голос, который формулирует наши подсознательные устремления, надо освободить, чтобы мы смогли достичь мира и согласия с жизнью, — только так мы будем по-настоящему живыми.
Мы часто говорим, что Моисей был лидером, поскольку был способен видеть вещи, недоступные другим (как горящий куст, который, как говорят, горел некоторое время в ожидании того, кто заметит это удивительное явление: куст горит, но не сгорает). Да, быть любопытным, как гласит знаменитое изречение Эйнштейна, важнее, чем быть знающим. Но важно еще предпринять действия, выбрать путь, «что меньше хожен был», как у Роберта Фроста в его известном стихотворении, «и изменить жизни суть». Моисей мог остаться во дворце и прожить всю жизнь в роскоши в Египте, где ему было уготовано прекрасное будущее. И была нужна ему эта головная боль – вставать на защиту какого-то бедного еврея, над которым издевался египетский надсмотрщик? Тем не менее, он сделал то, что считал правильным. А потом, будучи счастливым в своей простой, мирной жизни в пустыне, женатый, имеющий детей, он вступил в противостояние со Всевышним и ввязался в спор со своим внутренним голосом, что привело к избранию дороги «меньше хоженой» — он сделал этот выбор не из рациональных соображений, а потому, что иногда надо просто сделать это, иначе будешь всю жизнь придумывать оправдания, почему ты не мог или не должен был так поступать.
В этом и есть суть Исхода – избрания пути, менее хоженого другими: буквально и метафорически. Мы тоже во время своего Исхода из Египта могли дойти до Израиля существенно быстрее, но пошли по не проторенной дороге вместе с Моисеем, и эта дорога, которую, как считал фараон, была знаком нашей обреченности, закончилась, подобно недавно прошедшему празднику Пурим — поражением фараона. Попытка фараона утопить плоть и гордость еврейского народа привела к гибели цвета его нации – его непобедимой армии. И свершилась эта победа вовсе не благодаря злому умыслу исраэлитов, а из-за слепой ненависти египтян, которые хотели последовать дорогой евреев — дорогой, которую они неправильно выбрали. Та дорога была создана для детей Б-га, следующих по Его пути, а вовсе не для тех, кто двинулся тем же путем, но с намерением убить.
Мицрим (египтяне) попробовали построить мацор (преграду к спасению евреев), но сами натолкнулись на преграду морских вод. И ра (зло), которое фараон постарался совершить в отношении евреев, срикошетило и разрушило его империю, а евреям помогло создать новую нацию.
То же случилось и с Гитлером, усилия которого были направлены на уничтожение нашего народа в его рабских лагерях, с этим злодеем, который умертвил миллионы евреев пулями, газом, огнем. Он кончил так же – его зло оказалось направлено на него самого: он сам скончался от пули, его жена – от яда, и оба они сгорели, облитые бензином, через три дня после окончания Песаха (через три дня после Второго Песаха). А самой большой победой над его стремлением объединить мир в борьбе за уничтожение евреев стала поддержка ООН (в большей степени из-за его массовых убийств), в пользу создания страны для евреев на их исторической родине, в Израиле.
Эксодус всегда будет актуален для народа Книги, для народа свершений.
Наш народ жив и здоров. Мы будем снова и снова рассказывать эту историю — и не забудем ее.
Наша история – не Агада, не сказка.
Мы есть, и мы будем на карте мира во всем!
Ам Исраиль хай!
Счастливого Песаха моему народу и всему миру.
Эял Левит
Перевод с английского
Наоми Зубковой