Часть 2
– Здравствуйте, Бабур! Спасибо Вам за терпение. Мы с Вами договаривались снова побеседовать – о животрепещущих проблемах современности. Как я понимаю, это: отношения Западной и Восточной цивилизации; взаимодействия традиционной религиозности, её модернизаций и открытого атеизма; консерватизм и радикализм. Разумеется, список этим не исчерпывается и я буду благодарен, если Вы его дополните. Вы человек, опыт и судьба которого находятся на скрещении всех этих парадигм, – и как председатель Верховного суда советского Узбекистана, и как министр юстиции и посол Узбекистана независимого, и как работник американского Госдепа – конечно, многое знаете об их природе и нынешних формах реализации. И естественно, мне как еврею важно понять положение моего народа на этих «осях координат» – все они в повседневной жизни еврейского народа и еврейского гоcударства выпукло проявлены.
– Здравствуйте, Арье! Поскольку Вы коснулись проблем евреев, я хочу сказать о тюрках. Вы знаете, что ареал распространения тюрков огромен – от Адриатики до Тихого океана. Некоторые тюркологи причисляют к тюркам и болгар – ту их ветвь, которая произошла от пришедших полторы тысячи лет тому назад с прикаспийской низменности вместе с ханом Аспарухом. Сегодня это имя – «Аспарух» (по-персидски: «дух лошади») – продолжает оставаться популярным в Болгарии; так, был знаменитый футбольный бомбардир – Аспарухов. К тюркам же причисляют мадьяр…
– Это же самоназвание всех венгров!
– Я говорю о племенах, пришедших с гуннами, с Атиллой. Современные венгры в основном – потомки угров, северян из югорского края. К слову, в Узбекистане, в Кашкадарьинской области есть сёла с названием «маджара» – «венгры». И ещё факт – после Перестройки 90-х, выхода Венгрии из соцлагеря и присоединения к Евросоюзу многие молодые венгры ездили «для обновления крови» в Татарию жениться на татарках. Они полагают, что татары – их ближайшие родственники. Тем более, что есть татары-мишари (от Мещера) – потомки угров и собственно татары-тюрки. Также тюрки – многие боснийские мусульмане, гагаузы Молдавии, якуты, башкиры, народы Алтая…
– А как всё это соотносится с евреями?
– Почему я на этом остановился? По уже перечисленным народам Вы можете увидеть, что современные тюрки относятся ко всем здравствующим великим религиям – от католицизма до буддизма. Среди караимов, ушедших некогда от иудаизма, сегодня большинство тюрков. Хазары были тюрками… Тюркам в целом свойственна толерантность.
– А как же страшные геноциды 10-х и начала 20-х годов 20-го века – армян, греков и других христианских народов в Османской империи?
– Во-первых, давайте различать тюрков и турков – которые являются только частью тюркского этноса. Я не хочу углубляться в эту тему, если мы зайдём в неё, нам больше ни о чём не останется говорить. Там было много очень тяжёлых эпизодов со всех сторон. Не забудьте, что между тюркскими народами есть немало и собственных конфликтов – как узбеки и киргизы, узбеки и турки-месхетинцы… Коснулся же я тюркской темы в связи с евреями – Вы ведь знаете, Арье, что в конце 15-го века евреи, беженцы из Испании и Португалии, нашли убежище у турецкого султана.
– Бабур, как же Вы говорите о толерантности тюрков, если племена меж собой враждуют?
– Разговор идёт о глобальной толерантности тюркских народов, это касается и разнообразия религий, и многонациональности многих тюркских государств. В отношении к евреям тюркские народы обычно были весьма терпимыми, антисемитизм никогда не становился массовым и государственным. На бытовом уровне он мог присутствовать, но это не бывало доминантой в общественном сознании. И в истории немало примеров дружбы между представителями этих народом, браков. Известный оперный певец Сассон Беньяминов был женат на народной артистке СССР Саодат Кабуловой. Выдающаяся певица Берта Давидова (кстати, дружившая в раннем детстве с моей матерью) была замужем за узбеком…
– Вы знаете, конечно, Бабур, что наш Закон смешанные браки запрещает – каждый человек может в принципе стать евреем, но жить по Торе семье возможно, только если так живут все её члены. Мы говорим, конечно, о том, что происходило в «социалистической реальности».
– В нашей семье нас сызмальства воспитывали в духе интернационализма, не случайно по сей день у меня много дорогих друзей – евреев-ашкеназов и мизрахи. В университете, где я учился в 67–72-м, было немало преподавателей-евреев, высочайшего уровня. Нам, конечно, повезло, что они оказались в наших краях – в результате «дела врачей» и антисемитской травли. «Повезло» и им – у нас они нашли приют от репрессий. Помню Якова Песина, Исаака Борисовича Стерника, Бориса Ароновича Блиндера, Зиновия Рувимовича Бавшовера… Зиновий Рувимович был награждён офицерским орденом Александра Невского, его давали за личное мужество – он потерял ногу на Невской Дубровке! Ближайшим другом семьи был помощник моего деда, Юлдаша Ахунбабаева, Натан Аронович Капустянский. Я помню, как он отчитывал меня, бездельника и шалопая. Очень сильно грассируя, он говаривал мне: «Мегзавец, ты знаешь, чей ты внук!?». И часто добавлял: «Мне надо позвонить Хайре (матери) и сказать ей, что ты вытворяешь!».
– Бабур, мне чрезвычайно интересно беседовать с Вами, Вы знаете столько об истории вообще, истории своего народа и своей семьи! Но мы с Вами грозились читателям подискутировать о современности. Вы не против, если мы плавно перейдём к этому? Что Вы думаете о современном радикализме, самой шумной веткой которого сейчас является радикализм мусульманский? Особенно же усилиями ИГИЛ-Диснейленд – он стал «медийным мемом».
– Арье, можете мне поверить – имейте в виду, всё это сугубо моё личное мнение, – причина этого радикализма в первую очередь в отсутствии высокой культуры.
– Вы говорите, Бабур, о культуре религиозной?
– А здесь всё. В частности, уровень образования, общей культуры. Да и просто распущенность, безудержная дикость.
– Друг моего ученика, мусульманин из Филадельфии, пару раз попросил присутствовать на уроке шахмат. Меня удивил его очень спокойный и надёжный самоконтроль, все движения были размерены и осознанны. Я читал о суфиях, этим славившихся… Откуда же в мусульманском мире взялась подобная «религиозная» дикость?
– Давайте, я сперва аргументирую свой тезис о безграмотности радикалов. Вы знаете, что я человек верующий, но не религиозный. Вот я Вам показываю книгу, она называется «Хадисы пророка» (Аль ахадис Аль Кудсия). Автор этой книги Аль-Бухари, создатель суфизма. Это – его редакция хадисов пророка Мухаммеда. Здесь есть хадис 6-й: «Первым из тех, над кем будет произнесён приговор в день воскресения, будет тот, кто умер мученической смертью. Он предстанет перед Аллахом и Тот даст знать ему о Своих дарах – и он признает их. Всевышний скажет: и как ты распорядился ими? И тот ответит: я сражался за Тебя – пока не умер мученической смертью! Но скажет Всевышний: ты лжёшь! Ты действительно сражался, но лишь для того, чтобы о тебе могли сказать: он храбр и отважен – так о тебе и говорили. И потом, по предписанию от Г-спода, будет повелено протащить его лицом вниз весь путь к огненному аду и сбросить туда».
– Ого! Именно так вербовщики заманивают палестинских юношей в террористы-самоубийцы! Живёт он в лагере беженцев, играется на помойках и вообще – человек совсем мелкий; ему говорят: «ты станешь уважаемым человеком, тебе дадут деньги, у тебя будут женщины, удовольствия; затем ты взорвёшь себя среди неверных, попадёшь в рай – а там гурии! О тебе будут говорить раис и его приближённые, твоим именем назовут улицы»…
– То, что Вы говорите, Арье, если бы не было так ужасно, выглядело бы анекдотом. Ровно наоборот хадису! А вот ещё кусок из 17-го хадиса, он большой, не буду цитировать его целиком. «О слуги Мои! Я запретил любое притеснение по отношению к себе – и запретил его вам по отношению друг к другу. А потому не посягайте ни на честь, ни на имущество друг друга».
– Звучит как 10-я из «Десяти заповедей» – «не возжелай…».
– Вы же знаете, Арье, я сторонник Махатмы Ганди: «Б-г дал людям веру, а люди создали религии». У католиков, скажем, есть немало сходных текстов.
– Естественно – всё это извлечено из одного источника, Торы.
– Но я хотел бы ещё остановиться на экстремизме, в частности на шовинизме и агрессивном национализме, который сейчас пышным цветом расцвёл в России.
– А также среди чёрного населения Америка, радикальной, естественно, его части типа «Чёрные жизни важны»; в Венгрии с её «Йобиками»; в Австрии, во Франции…
– Национализм – это первый шаг к фашизму. И то, что сейчас происходит, в частности, в России – это всё от дремучей безграмотности, от отсутствия надлежащего воспитания и образования.
– Я помню грандиозное выступление Президента Обамы в Израиле – как раз тогда я приезжал к дочери в Иерусалим. Обама отказался говорить в Кнессете – но для него собрали левоориентированных студентов и он обратился к ним с речью о том, что они должны «следить и направлять правительство по пути демократии» – то есть фактически призвал к бунту! А ведь Барак Коламбус и Гарвард кончал! То ли учёба не всем идёт впрок, то ли бывают в неё подсунуты радикализующие элементы…
– В обществе сегодня практикуется уничтожение ценностей, бунт против традиционной культуры. Популярность гомосексуализма, свобода поведения… Всё это можно охарактеризовать словами великого Чингиза Айтматова: «выращивают поколения манкуртов» – людей без памяти, фактически зомби.
– То есть Вы хотите сказать, что всяческие радикалы-террористы – это «зомби от ислама»?
– Да.
– Но в истории бывали случаи целых сект – типа хашишин (отсюда французское слово «ассасин» – убийца), которые практиковали террор на квазигосударственном уровне.
– Вы знаете, откуда взялось само слово «хашишим»? От «гашиша» – они окуривались настолько, что всё им было «как море по колено»!
– А, понял… Так Вы хотите сказать, Бубур, что широко распространённая сегодня легализация марихуаны – в частности, в нашем Нью-йорк стейт, половине Европы и т. д. – есть технология выращивания новых зомби-радикалов?
– Снова – да. Смотрите, Арье, мы с Вами говорим обо всём – и в тоже самое время фактически останавливаемся на действиях власть имущих.
– Тогда вопрос в лоб – а нет ли за всеми этими вурдалаками-хашишистами (не путать с шашистами и шахматистами!) закулисной политики правительств, использующих агрессивное быдло для своих корыстных интересов? Например, все кому ни лень тычут друг в друга пальцами и заявляют, что утыканный – спонсор ИГИЛа, Аш-Шабаба и прочей нечисти. Тут и Иран, и Турция; уже на Израиль офтальмолог Асад указывал – как на «покровителя ИГИЛа»! Шейх говорил мне – Иран как будто воюет с ИГИЛом, а на деле его кормит. Честили даже Америку.
– Давайте исходить из реалий. Обыватель нуждается только в хлебе и зрелищах, ещё от Древнего Рима, если не ранее. В отсутствие достаточного количества хлеба и недостатке щекочущих нервы зрелищ правительство должно сохранить себя. Я не знаю ни одного министра в истории Советского Союза и стран постсоветского пространства, который добровольно ушёл бы со своего поста по каким-то моральным критериям. Поэтому наличие вот таких агрессивных групп даёт правительствам возможность манипулировать общественным сознанием: мы даём вам свободу, демократию, защищенность; не будет нас – придут вот они! «Люди, отечество в опасности, демократический выбор за вами!».
– Иначе говоря, «если бы не было ИГИЛа, Манежки, Фергюссона и Кущевки, их надо было бы придумать»?
– Я с Вами согласен, а читатель пусть сам отвечает на этот вопрос.
– Наиболее авторитетные мусульманские религиозные лидеры сегодня – как они высказываются в своих фетвах, проповедях и публикациях об этом феномене – гордящемся, хвастающемся своей жестокостью терроризме? Я читал рассказы тех, кто уцелел в Кении в захваченном «Вестгейте» – волосы встают дыбом и впечатление, что террористы старались доказать, что человек куда хуже любого крокодила.
– Однозначно – отношение всех настоящих религиозных лидеров ислама к этому феномену крайне отрицательное. Один из руководителей Талибана заявил пару недель назад о своём крайне отрицательном отношении к ИГИЛу. Если уж такие фундаменталисты заявляют об этом
– а они, как все мы помним, активно поддерживали Аль-каиду! – то понятно, что «Игиловский интернационал» они считают абсолютным злом и организацией псевдомусульманской.
– Тогда вопрос возникает неизбежно – где для них, в частности для Талибана, проходит граница между «допустимым терроризмом» типа 9–11 и «нехорошими террористами»?
– В их понятии те вообще не являются мусульманами.
– Если бы являлись – можно? Где граница между допустимым и недопустимым? Шейх рассказывал мне, что на улицах городов многих мусульманских стран стояли тумбы – туда можно было бросить деньги «на палестинское дело».
Вы знаете, конечно, что террор, в частности террор самоубийц – любимое оружие палестинских террористических организаций. Как это соотносится с приведённым Вами хадисом? Или знатоки ислама не имеют власти в своих странах – во что с трудом верится?
– Хотя для нас, людей, воспитанных в другой культуре, разницы между варварами, разрушившими статуи Будды в Бамиане, и варварами, разрушившими Пальмиру, просто нет, – но их внутренние разборки оставим на их усмотрение. Лучше приведу старый пример из заседания ООН. Выступает представитель Израиля: «2000 лет назад еврей пошёл купаться в реке, оставил на берегу одежду, а когда вышел – одежда была украдена. Он начал подозревать арабов». Тут встаёт представитель арабского государства и заявляет: «Это клевета! Нас не было тогда на этой территории!». Израильтянин радостно продолжает: «Да-да, именно с этого места мы и начнём».
О том, как правительства используют в своих интересах зомби, мы с уже говорили. Я же хотел бы просто сказать – соседей не выбирают, еврейское государство будет существовать, никакие силы его не уничтожат. А палестинцам, которые там живут, нужно искать пути понимания и того или иного компромисса.
– Но «палестинский народ» создан в 66-м году в кабинете Суслова, это смесь различных арабских семейств, по большей части пришедших из Египта (одна из самых распространённых палестинских фамилий «Аль-Масри», египтянин; немало и из других арабских стран – Иордании, стран Леванта… И конечно, с участием местных родов, живших в «Палестине» столетиями. Кстати, есть серьёзное мнение, отчасти подтверждённое генетическими исследованиями, что у давних «палестинских» арабских родов-хамул в жилах немало еврейской крови.
– Естественно, в рамках Османской империи, которой несколько столетий принадлежала Палестина, всё перемешивалось.
– А вообще, что за понятие историческое: арабы? В Талмуде и других наших древних текстах арабы упоминаются довольно часто – но никогда в контексте «арабского государства».
– Согласно легенде, арабы пошли от Ишмаэля (Исмаила), возникли они как народ в районе современной Мекки, у источника Зам-Зам. Как утверждают учёные, «чистыми арабами» являются только несколько йеменских племён; все остальные народы, использующие арабский язык и называющие себя «арабами» – фактически арабизированные народности. Суданцы – потомки древних нубийцев; египтяне – представители самых разных этнических групп; страны Северной Африки – чистых арабов среди них нет, это потомки берберов, готтов, мавров…
Я хотел бы завершить нашу с Вами беседу, подытожить её так: мы живём в очень сложной мировой обстановке, чреватой катастрофами. И только человеческий разум, высокоинтеллектуальный человеческий разум может разрядить сегодняшнюю ситуацию, найти общий знаменатель для всех её проблем. Только коллективная воля, коллективный разум может вывести нас из тупика враждебности и недоверия.
– Бабур, Вы сейчас молитесь – просите Создателя, чтобы Он дал нам разум, а потому мир и благополучие. Так именно и построена главная еврейская молитва, «18 благословений».
– Аминь!