— Разрешает ли Тора бороться с распространением зла и мерзости? Например, бороться с распространением наркотиков, торговлей оружием, проституцией — вплоть до физического уничтожения лиц, кто занимается подобным у нас в городе. Если нет, то почему? Ведь есть заповеди из серии: истребить потомков Амалека, истребить и уничтожить семь народов… Заранее благодарю Вас, рав!
Тимур Овадия,
Санкт-Петербург
-Чувства, которые Вы испытываете, наблюдая, что происходит в Вашем городе, можно понять. Тем более что такая ситуация, которую Вы описываете — не редкость. Какими же средствами все-таки можно и нужно бороться с такими крайне негативными явлениями? Вот Вы, например, не желая мириться со «злом и мерзостью», пытаетесь найти некие параллели с современной действительностью — в Торе. Вы пишете, в частности, «истребить потомков Амалека». Вам, полагаю, должно быть известно, что в наши дни невозможно указать на какого-то конкретного человека, назвав его «потомком Амалека». Действительно, в рассуждениях на этические темы раввины могут сказать, что тот или иной поступок — «в духе Амалека». Неужто Вам представляется, что можно убить человека на основе таких рассуждений? Кроме того, Вы говорите об уничтожении семи народов, некогда населявших Землю Израиля. Но разве Вы не знаете, что сегодня этих народов нет и в помине? Для того чтобы вынести смертный приговор, требуется выполнение как минимум трех условий: установление степени тяжести поступка, соблюдение уголовно-процессуальных норм (до, во время и после совершения поступка). А также — квалификация судей и разрешение Небес на то, чтобы они были вправе судить и приговаривать к смертной казни.
Начнем с последнего условия.
Только окружной Сангедрин (раввинский суд в составе 23 человек!) имеет право заниматься такими вопросами. При том, что разрешение на это (в нашей традиции такое разрешение называется — смиха) каждый судья может получить лишь от кого-то, у кого уже есть смиха. И так далее, вверх, непрерывно — до самого Моше Рабейну. Поскольку это условие сегодня невыполнимо, соответственно, нет смысла и говорить о уголовно-процессуальных нормах. Потому что они должны быть под наблюдением таких судей.
В нашей истории, кстати сказать, вот уже более 2 тысяч лет не было смертных приговоров. Впрочем, и до этого их тоже практически не было. Так что, как видите, никакие ссылки на Тору в данном случае не годятся, и в практической плоскости мы не можем их даже рассматривать.
А теперь перейдем к описанной Вами конкретной ситуации в Вашем городе.
В первую очередь, подчеркну, что речь идет о нееврейской стране. И это означает, что у нас, евреев, совершенно нет никакого права призывать к тому, чтобы преступников наказывали тем или иным способом. У нас нет права и поощрять те или иные наказания. Все это — задачи и компетенция структур власти в стране.
В каждой стране должны быть какие-то установленные уголовно-процессуальные нормы, а также — службы правопорядка, приводящие в исполнение решение судов.
Евреям вообще не следует вмешиваться в ситуацию, сложившуюся в нееврейской стране, в которой они, евреи, живут. И проявить себя в этом смысле мы можем лишь «точечно», в рамках закона защищая свою жизнь или жизнь других, а также добиваясь сохранения права полностью соблюдать наш традиционный образ жизни. О защите от погромов и прочих насильственных антисемитских действий в данном ответе мы не говорим.
Мы, евреи, должны молиться за сохранение мира и порядка в стране проживания. Потому что иначе будет анархия и разрушение жизней, вплоть до смерти людей.
Неевреи же, неравнодушные к ситуации в своей стране, могут, действуя в рамках местного законодательства — стараться оказывать влияние на тех, у кого в руках власть. С тем, чтобы принимались новые, более разумные законы и правильно выполнялись уже существующие.
Рав Элиягу ЭССАС
evrey.com