В Комитете Палаты представителей Конгресса по международным делам прошли слушания на тему «Подрыв демократических институтов и раскол НАТО: российское оружие дезинформации». Какие цели преследовались этими слушаниями, и каковы будут их результаты? Цели, увы, разные, а результаты не просматриваются.
«Помимо вторжения в Украину и бомбардировки мирных жителей в Сирии, – заявил, открывая слушания, председатель комитета конгрессмен-республиканец Эд Родс, – Россия направила десятки миллионов долларов на дезинформацию и пропаганду, нацеленные на США и Европу. Слишком долго реакция США на агрессию России была слабой и неэффективной – и это должно измениться. Нынешние слушания позволят нам изучить пути более эффективного противодействия российской политике по превращению информации в оружие и других враждебных действий».
Сфера интересов председателя Комитета довольно широка: от Украины и Сирии до направления Россией десятков миллионов долларов на дезинформацию. Сфера интересов его коллеги из Демократической партии Элиота Энгела на этих слушаниях гораздо уже. Считая, что «именно режим Путина стоит за вмешательством в выборы в США 2016 года», он требует «противостоять российским киберугрозам, дезинформации и пропаганде». Раньше надо было противостоять, когда под фальшивым лозунгом «перезагрузки» Барак Обама систематически сдавал американские позиции.
Как могло случиться, что страна, где кибернетика была объявлена буржуазной лженаукой, за короткий срок стала героем киберпространства и угрожает Америке? Ответ найдем и в нынешних слушаниях: «В условиях, когда Россия несет ответственность за кибератаки на США, – заявил конгрессмен-республиканец Скотт Перри, – ведущие американские IT-компании продолжают делать инвестиции и делиться своими новейшими технологиями в Сколково – в масштабном кремлевском проекте, который начал осуществляться во время предложенной президентом Обамой политики «перезагрузки»… Существует опасность, что враждебная по отношению к США путинская Россия может таким образом получить доступ и к американским военным компьютерным технологиям». Да, если Дональд Трамп и Республиканская партия не изменят ситуацию, причем без промедления – недопустимо вооружать своим оружием потенциального противника. Это, кстати, относится и к опаснейшим террористам, которых в наших университетах обучают новейшим технологиям конспирации.
Мне поначалу казалось, что в свете происходящего в стране сегодня, обсуждение Конгрессом того, что было вчера – контрпродуктивно, поскольку направлено было исключительно против действующего президента, чтобы не дать ему возможности спокойно работать, но вот «контратака» конгрессмена Скотта Перри открыла возможности Конгресса в направлении оздоровления после восьми лет недуга. То есть хватит копать под Трампа, займитесь делом, тем более что Джеймс Клэппер, бывший при Обаме директором Национальной разведки и по поручению шефа искавший порочащие Трампа сведения, заявил, что их нет – во всяком случае, по состоянию на 20 января, когда он покинул свой пост, их не было. «На тот момент не было никаких доказательств сговора между предвыборным штабом Трампа и Россией», – сказал он.
Однако ему решительно возразила Нэнси Пелоси, лидер демократического меньшинства в Палате представителей, настаивающая на проведении независимого расследования личных, политических и финансовых связей Трампа и его людей с Россией. Так что кампания против Трампа, направленная на его дискредитацию, будет, очевидно, продолжаться.
Вопросу о российском вмешательстве в ход американских выборов посвятил свои слушания и Комитет Палаты представителей по разведке. «Я хочу провести как можно большую часть слушаний в открытом режиме, – заявил конгрессмен-республиканец Девин Нунез, председатель этого Комитета. – Ввиду серьезности обвинений в отношении всех сторон, вовлеченных в эту ситуацию, мы хотим, чтобы слушания были максимально публичными».
Комитет предложил выступить с публичными показаниями директору ФБР Джеймсу Коми, который оказался в центре скандала в связи с его влиянием на расследование истории с электронной почтой Хиллари Клинтон, директору Агентства национальной безопасности Майку Роджерсу и бывшему директору ЦРУ Джону Бреннану. То есть высокопоставленных чиновников Обамы допросят об их работе за минувший год. Допросят, вероятно, и о прослушке телефонных разговоров. Как заявил Нунез, его Комитет планировал это расследование еще до того, как Дональд Трамп его потребовал, обвинив Обаму в прослушивании его телефона.
Вслед за комитетами Палаты представителей вопросом вмешательства России в американские выборы занялся Сенат. Республиканец Линдси Грэм и демократ Шелдон Уайтхаус, возглавляющие Подкомитет по преступности и терроризму, заявили, что проведут двухпартийные закрытые и, по мере выяснения обстоятельств, публичные слушания. Со ссылкой на американское разведсообщество сенаторы говорят о том, что Россия пыталась вмешаться в американские выборы, чтобы помочь Дональду Трампу и навредить Хиллари Клинтон, но нет указаний на то, что эти попытки повлияли на результаты голосования. Замечу: раз на результаты голосования эти попытки не повлияли, то можно было бы всем, в том числе и проигравшим, успокоиться. И еще обратим внимание на заявление Грэма: «Я не удовлетворюсь, пока Конгресс и Белый дом не объединят усилия и не накажут Россию за попытки вмешаться в наши выборы». Позитив здесь, конечно, в стремлении к объединению усилий двух ветвей государственной власти. Поскорее бы!
В сенатском Комитете по международным делам в ходе слушаний основное внимание было уделено не вмешательству России в американские выборы, а ее агрессивным действиям. «Они нарушили Будапештский меморандум и нарушают Минские соглашения, – подчеркнул сенатор-демократ Бен Кардин. – Они вторглись в Украину, оккупировали Крым и сегодня продолжают вмешательство в восточной части Украины. Кроме этого, мы видим, что происходит в Сирии. Это военные преступления».
Сенаторы от обеих партий сошлись на том, что призвали новую администрацию занять «более жесткую позицию» по отношению к Москве, отметив при этом, что намерение президента Трампа установить с Россией «дружественные отношения» вызывает серьезное беспокойство у большинства законодателей. Впрочем, их несколько успокоил сенатор-республиканец Боб Коркер, председатель Комитета по международным делам, заявивший: «Несмотря на уже сделанные Трампом неоднозначные заявления, в его администрации есть люди, придерживающиеся диаметрально противоположных взглядов. Я думаю, что вместе с ними мы сможем сформировать политику, которую поддержит Конгресс».
Заявление Коркера озадачивает. Попытка формирования правительственной политики не с президентом, а с теми людьми из его администрации, кто придерживается диаметрально противоположных взглядов, это раздор, не сулящий ничего хорошего ни президенту, ни Конгрессу, ни партиям, ни стране. Хорошо, если это только слова.
А откуда в окружении президента люди с неподходящими ему взглядами? Из статьи в Deutsche Welle «Как Обама подложил Трампу свинью»: два ведущих германских издания – Der Spiegel и Frankfurter Allgemeine Zeitung – изложили версию о том, что за утечками конфиденциальной информации, используемой против Трампа, стоит бывший американский президент Барак Обама. Несомненно, что в его распоряжении были данные о российских связях Трампа, собранные спецслужбами. Пока он был в должности, эти секретные данные в расчете на будущее были сохранены посредством ознакомления с ними широкого круга доверенных лиц, работающих в министерствах и других подразделениях правительства. Теперь эти сведения постепенно выходят на свет в виде утечек информации из анонимных правительственных источников.
«Этот яд от Обамы наверняка будет и дальше капать», – полагает Spiegel Online и указывает, что уже целый ряд американских ведомств, оставаясь при этом в тени, занялись расследованием того, как именно выглядели контакты людей Трампа с Москвой. Обилие сообщений, ссылающихся на источники в правительстве, заключает издание, показывает, «какое количество следов могли оставить люди Обамы перед самым его уходом».
Капание на Трампа продолжится, и если вода камень долбит, то яд тем более. Отвратить это капание способны только грядущие успехи новой администрации, которые, будем надеяться, вскоре появятся, преодолевая сопротивление недовольных, и будут более убедительными, чем нападки на избранного народом президента.
В заключение пара слов к представленному выше тезису конгрессмена Эда Родса о превращении Россией пропаганды в оружие. Пропаганда всегда была оружием, причем разрешенным, общепринятым, поскольку это проявление свободы слова. Если пропаганда вражеская и в нашей стране нежелательна, то противостоять ей надо, во‑первых, более эффективной контрпропагандой и, во‑вторых, искоренением структур, которые вражескую пропаганду воспринимают и здесь ее во вред стране распространяют. То есть нам здесь снова нужны комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, как бы несговорчивые леваки к ним ни относились и как бы ни был им ненавистен достойно послуживший Америке сенатор-республиканец Джозеф Маккарти (1908–1957). Удивительно, что слово «маккартизм» в негативном смысле недавно употребил и Трамп. От правых это ему добавит критики.