От встречи Трампа с Меркель выиграл Путин

Назвать результат первой встречи нашего президента с его немецкой коллегой лермонтовской фразой «была без радости любовь, разлука будет без печали» было бы неверно.

Политической любви между 70-летним Дональдом Трампом и 62-летней Ангелой Меркель никогда не было, и, несмотря на немецкие корни Трампа и традиционно близкие отношения США и ФРГ, эти два лидера расходятся во мнениях по многим вопросам: от проблемы беженцев до экспорта в США немецких машин. Объединяет их, как пошутил Трамп, разве что прослушка — в 2013 году немцы возмутились тем, что наши спецслужбы прослушивали мобильник канцлера Меркель. А Трамп имел в виду свое недавнее заявление, будто в «священный период» избирательной кампании 2016 года президент-демократ Барак Обама дал команду прослушивать телефон республиканца Трампа в его манхэттенской штаб-квартире.
Любопытно, что русская служба «Голоса Америки», который финансируется Конгрессом, в кратком обзоре «саммита» Трамп-Меркель сообщила, что «Трамп вновь заметил, что его офис прослушивался по приказу Барака Обамы – несмотря на выводы американских законодателей, что доказательств этому не имеется». И тут бедолагу Трампа не упустили случая укусить свои, а чужие и подавно. Как написал обозреватель берлинской газеты Die Welt Клеменс Вергин, в Белом доме встретились, «с одной стороны, импульсивный строчащий твиты американский президент, склонный к неконтролируемым вспышкам гнева и мало интересующийся деталями управления государством», а с другой — «не теряющая самообладания, здравомыслящая и сдержанная немка, которая может гордиться тем, с какой ловкостью она разбирается в различных вопросах и которая преподала Трампу урок по демократии и правам человека после его победы на выборах».
Встреча Трампа с Меркель была назначена на вторник, 14 марта, но из-за снежной бури ее перенесли на пятницу. У входа в Белый дом Трамп и Меркель пожали друг другу руки, и беседа двух лидеров плюс последующие заявления прессе заняли около двух часов. Перед последовавшим по протоколу «рабочим ланчем» Трамп и Меркель сфотографировались у дверей Овального кабинета, и репортеры попросили их снова обменяться рукопожатием. Как сообщило российское агентство новостей РИА, «Меркель наклонилась к своему коллеге и спросила, пожмет ли он ей руку, но Трамп никак не отреагировал на ее предложение». Вашингтонское издание Politico отметило, что 10 февраля на аналогичной встрече с японским премьер-министром Синдзо Абэ наш президент тряс ему руку 19 секунд. Резюмируя первую встречу Трампа с Меркель, журнал U.S. News & World Report написал, что этот саммит «больше запомнится выражением ее лица, чем тем, что она там сказала». В социальных сетях действительно появилась фотография Ангелы Меркель с довольно кислой миной, но это было истолковано ее недовольством участия в саммите и сидевшей рядом с ней молодой и красивой Иванки Трамп. Пит Соуза, бывший фотограф Барака Обамы, отозвался на отказ Трампа «ручкаться» с Меркель двумя снимками из своего архива. На одном — в 2009 году президент Обама в Белом доме, вместо рукопожатия, целует Ангелу Меркель в румяную немецкую щечку, а на другой — в 2011 году на саммите «большой двадцатки» в Каннах обнимает ее за крепкое немецкое плечико.
Обозреватель Ральф Питерс, который часто появляется на канале Fox News и публикуется в газете New York Post, отозвался на встречу Трампа и Меркель со своей колокольни бывшего подполковника разведки армии США, 10 лет работавшего против бывшего СССР на нашей военной базе в ФРГ. «В пятницу, — написал Питерс, — в Белом доме встретились два самых важных лидера свободного мира. Канцлеру Германии Ангеле Меркель были нужны заверения. Президенту Трампу нужно было успешно пропиарить себя. Ни один из них не получил ожидаемого. Увидим, что сообщат очередные утечки, и, конечно, услышим кучу комментариев, но в доме ¹ 1600 на Пенсильвания-авеню зима с морозным языком и ледяными словами». Дела, по мнению Ральфа Питерса, так плохи потому, что двое из четырех главных лидеров всего мира, российский Владимир Путин и китайский Си Цзиньпин, наши враги. В таких условиях Трампу и Меркель нужно дружить, а Соединенным Штатам и Западной Европе быть заодно, чтобы — подполковник Питерс не боится этих слов Окуджавы — не пропасть поодиночке.
Ангела Меркель прилетела в Вашингтон с тремя наказами Дональду Трампу: а) предупредить, кто такой Путин, гэбэшную суть которого она, как бывшая немецкая комсомолка, давно раскусила; б) убедить, что блок НАТО нужен и важен, и в) защитить немецкую промышленность и торговлю. На совместной пресс-конференции после беседы с Трампом она не назвала имени российского президента, но четко обозначила виновника кризиса в Украине. Похоже, что все три свои наказа Меркель увезла домой. Трампу же после двух недель очередной публичной порки в СМИ нужен был хоть какой-то позитив, которым могло стать соглашение немцев увеличить расходы на оборону, но Меркель пошла на это до того как Трамп решил стать президентом.
В 2006 году все 28 стран-членов НАТО согласились (но не обязались) вносить в казну этого блока по 2% ВВП (валового внутреннего продукта), и с тех пор это выполняют только пять стран, причем США вносят 3,6%. На 2016 год бюджет НАТО составлял 892 млрд. долларов, из которых США внесли 45,9%, а остальное — Канада и страны Европы. Трамп давно заявляет, что такая дележка несправедлива, и нашим союзникам нужно больше отвечать за свою безопасность хотя бы деньгами. На пресс-конференции после беседы с Меркель президент заявил, что «выразил канцлеру решительную поддержку НАТО, равно как и тому, что наши союзники по НАТО должны вносить свой вклад». Ральф Питерс согласен, что наши союзники могли бы вносить больше, но процент ВВП может ввести в заблуждение хотя бы тем, что Соединенные Штаты с их 3,6% в НАТО как-никак единственная сверхдержава с интересами и проблемами по всему миру. Ангела Меркель, напоминает Питерс, росла в ГДР и понимает «чудовищность советской тирании». Она ценит свободу и четко сознает необходимость Организации Северо-Атлантического Договора, а точнее — военного блока, во главе которого стоят США и ФРГ.
Но одно дело — политическое понимание, а другое — личное восприятие. На том же брифинге в Белом доме Ангела Меркель сказала, что нужно «говорить друг с другом, а не друг о друге», но для нее Дональд Трамп остается неуклюжим республиканским слоном в посудной лавке норм европейской демократии. Ей неприемлемы энтузиазм и боевитость заявлений нового президента США, его прямота и отказ от норм социалистического общежития в условиях капитализма. Для Трампа канцлер ФРГ стала редкой посудиной в этой лавке хотя бы самым высоким уровнем интеллекта (IQ) среди основных мировых лидеров, чем она никогда не бряцает, придерживаясь немецкой пословицы «Mehr sein als schein» («Будь больше, чем выглядишь»). В Америке она выглядит левачкой, которая опрометчиво впустила в страну под миллион беженцев-мусульман, что стоило ей поддержки части избирателей, хотя не столкнуло с пути к победе на четвертый срок власти. Для немцев Ангела Меркель — заслуживающий доверия политик, который не прогибается перед Путиным, спасает евро, крепит Евросоюз и заслуживает ласкового прозвища «Mutti» («Мамочка»). В других странах Евросоюза ее не любят, но уважают, а с неразберихой в Великобритании из-за «брексита» Меркель стала первой скрипкой в оркестре Евросоюза. Ей бы самое время подружиться с Трампом, а ему не мешало бы потеплеть к канцлеру ФРГ.
Их встреча в Белом доме к этому не привела, отчего, по мнению Ральфа Питерса, выиграл только один человек — Владимир Путин. В упорном и отчасти справедливом мнении, что если в политической речке Запада нет воды, то ее выпил Путин со своей когортой, Ральф Питерс не одинок. Пару недель назад консервативный журналист Хью Хьюитт, который ведет свою программу на Salem Radio Network, написал, что у нас любой крупный политический скандал СМИ преподносят в Интернете под неизменной пометкой-хештегом «#PutinsBigWin» — «Большая победа Путина». В результате считает Хьюитт, «стоящему во главе Кремля полковнику КГБ впору улыбаться «. 11 марта New York Times написала, что, на предстоящей встрече Трамп намерен попросить Меркель поделиться ее богатым опытом общения с президентом Путиным и попросить у нее совета, как вести с ним дела. Это, скорее всего, было очередным «фейком», как и сообщение, будто Меркель перед визитом тщательно изучает речи Трампа, чтобы понять его способ мышления. Зато слова, что «угроза, которую представляет Россия для Европы, могли бы стать основой для поиска общих подходов для обоих лидеров», звучат весомо и убедительно, хотя снова под хештегом «#PutinsBigWin».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора