Встаньте, пожалуйста, по стойке «смирно» — эта статья появилась по прямому повелению небес. «Человек предполагает, а…» Кто «располагает», помните?
Неожиданный звонок — в Америку залетел мой давний ученик, шейх из Объединённых Эмиратов. Шахматы он любит по-настоящему, турниры у себя в стране организует, а вот играть самому в этих турнирах ему, по всей видимости, не позволяет статус: проиграешь ещё партийку, а уважаемому человеку, да на глазах сограждан сие не пристало.
Вот и находит он партнёров для разминки, а когда в наши края — мы с ним в свободное для обоих времечко за фишки. Вполне, между прочим, соображает, в силу американского «эксперта». В общем, нормальный мужик, и взрослые сынишки-доченьки его — ребята вполне благовоспитанные. Иногда между пешками мы с ним за жизнь ведём разговоры, особливо за жизнь мусульманскую, иудейскую, религиозную, светскую, западную да восточную. Порой, впрочем, и до политики добираемся — он какой-то родственник их президента и, несомненно, не только за-ради развлечений по миру прогуливается. Несколько месяцев тому назад звонил он мне, мнением об израильской политике и лично о Нетаниягу интересовался — думаю, не из праздного любопытства. Такая выходит у нас с ним «неформальная дипломатия».
И вот задумал я содрать с Мухаммеда интервью — человек он грамотный, медресе саудовское кончал; с евреями знаком близко, половину времени проводит в Лондоне, в еврейском районе, где купил у еврея дом. Толковые-то ребята всякого роду-племени понимают, где жить безопасней и с кем приятней соседствовать.
Он ещё сумлевался, по-русски-то не мастак, прочесть не сможет, а мало ли я, как принято у журналюг, чего от его имени поднапутаю-привру. Но вроде соглашался уже, и кое-какие струнки позадиристей мы на лире пощипывать начали.
Но тут откуда ни возьмись вторник — не то, чтобы «чёрный», зато снежно-метелистый, и город встал. Назавтра врачи ему вдруг в последний момент какой-то особо задиристый и долгий тест прописали, селл его весь день не отвечал; следом мой селлорфончик в свою очередь на пол упал и на две несводимые дольки распался — а в нём только его координаты и записаны. Может, и его селлорфон постигала та же участь? Или же это понаехал соседский принц Мухаммад ибн-Салман аль сауд — а Эмираты с Саудией, как некогда Болгария с СССР связаны,- и пора за работу, отставить фишки пришёл указ? В общем, небесная канцелярия мои межконфессиональные замыслы решительно отменила.
А раз так — не пропадать же добру! Поделюсь с вами, любезные читатели, кое-какими сплетнями и личными размышлизмами, хотя уже не в режиме реального времени.
Итак, начнём. Как вы полагаете, дорогие читатели, мы, евреи, к восточной или западной культуре-цивилизации принадлежим? В смысле, скажем, «иудео-христианской традиции» — либо, наоборот, строгого и беспримесного монотеизма, роднящего нас с ишмаэльтянами?
Ответ очевиден: ни туда, ни сюда. Мы — евреи, мы сами по себе; согласно пророчеству Билъама в Торе: «этот народ живёт отдельно и среди народов не значится». Не случайно и христиане, и мусульмане подобрали для себя, как бы некой аналогией к нашей святой Субботе, свои собственные, незалежные «святые дни». Мусульманам досталась предшествующая пятница, христианам — назавтра воскресенье. С чем они свои «высшие точки недели» в давней истории связывают, это их личные трудности, но факт есть факт.
Можно ещё, конечно, приплюсовать понедельник шиваитов, да и коли хорошенечко покопаться, на каждый день семидневки кто-нибудь да замахнулся; но согласитесь, всё это дальше и по недельным раскладам, и философски-исторически. Говорят наши мудрецы, что из 70 основных народов мира «35 народов находятся под влиянием Ишмаэля (мусульманства) и 35 — под влиянием Эсава (христианской цивилизации)». А все прочие буддисты-синтоисты-индуисты-шаманисты и иже с ними в той либо иной степени под эту схему влияний подпадают.
Но иудеев в сём списке нет — что убедительно доказывает сумлевающимся последовательная политика ООН и всяких прочих евросоюзных «шведов». Не исключая из списка даже Руси, «соседнего» Китая и аж Северной Кореи с Малайзией! Впрочем, согласитесь, обидно же, когда «Евросоюз» можно на русите прочитать и как «Европейский Союз», и как «Еврейский Союз»! Вот и приходится доказывать, что мы «ни-ни, ни в одном глазу!».
У нас, у евреев, своя особенная судьба и своя, особенная роль в международном «разделении труда»: «ам сегула», «избранный народ», «царство священников и народ святой». Дело наше — оно аналогично делу священника среди паствы: нести другим Закон Б-га, помогать им встать на путь справедливости и моральности. А то, что граждане упираются, брыкаются и сами себе «непогрешимых пророков» и свежие правила поведения придумывают — так это любому практикующему пастырю, из любой самой замысловатой религии известно. А порой, когда очень приспичит, могут духовника и каменьями закидать, чтобы не мешал жить, как привыкли.
Один любопытный вывод из этого следует: негоже иудею принимать участие в общепринятых склоках-сварах, скажем, в сварах чужих экономических и религиозных. Конечно, могут быть временные союзы за или против. В 15-м веке, скажем, изгнанные евреи бежали от особо благочестивых христиан поменьше в Нидерланды и Италию, а поболе — под крыло к турецкому султану либо в Марокко; зато в 19-м европейские политики вызволяли наших братьев из «кровавого навета» в Сирии, бывшей тогда частью Османской империи.
Но вязь этих союзов-скандалов столь причудлива и ветры времени дуют её под столь разными углами; нелепо полагать надёжными и устойчивыми все их ныне-вчерашние конфигурации. А уж тем более — лепить под это «культурологические» и конспирологические теории, выхватывать понаслышке из контекста той или иной культуры, религии либо этноса всё, что кажется тебе твои взгляды подтверждающим. И мусульмане с «леваками» не есть наши «исторические враги», и «умеренно (а то и неумеренно — типа Брейвика) правые», как и «христианские сионисты» — евангелисты не навсегда наши союзники; что там надует ветер времени завтра — завтра и увидим.
Есть, конечно, и некие более глубокие связи — к иудею, хранителю древних традиций и Б-жественного закона, по логике должны были бы относиться благосклонней не леваки-ниспровергатели, а традиционалисты. Однако что вы скажете о египетских салафитах — уж кто традиционней! Но терпимые отношения с еврейским государством установил вчерась военный, «умеренно-мусульманский» режим Ас-Сиси, с которым салафиты кое-как сотрудничают, но категорически себя не отождествляют.
К слову, будь в Израиле у власти религиозное правительство — шансы на мир с окружающими мусульманами повысились бы значительно. Одна из главных их претензий к евреям: безбожие, «форпост Запада». Это у них у самих тема больная, не один суннито-шиитский конфликт и противостояние радикалы-консерваторы на кону. Так, шейх рассказывал об интересном воспитательном методе воинов Асада: ловят они какого-нибудь несочувствующего мусульманина и спрашивают его: «Скажи, кто твой Б-г?». Естественно, ответ: «Аллах». — «Нет, ты скажи, что твой бог Асад.» И пока тот отказываются, его живым вкапывают в землю и с каждым отказом насыпают ещё песочку — до смерти. Не знаю, насколько сие достоверно и насколько массово, но сам факт рассказа о чём-то говорит, не так ли?..
Однако же, пока приход к власти в Израиле людей, готовых не махать кулаками, а искать мирных решений — на пользу, но не в ущерб собственному народу в духе «ослиных процессов»,- даже не просматривается; говорят, Машиах возглавит наш народ отнюдь не в результате традиционно (мафиозных) «демократических выборов»…
К словечку, ко всяческим ИГИЛам-Аш-Шабабам с однояйцевыми Боко-Харамами относится шейх с нескрываемым отвращением, полагая их: «озверевшими дикарями, садистами и насильниками, которые объявляют себя мусульманами с единственной целью — придать себе хоть какой-то авторитет и найти обоснование и оправдания своим распущенности и зверству».
Про модную в нашем сегменте теорию «ИГИЛа как выражения сокровенной сущности ислама» я под данным соусом не решился и спрашивать. А вот что любопытно — полагает он их ставленниками Ирана, в духе обострившегося суннито-шиитского противостояния. На мой жалкий лепет, что все эти милашки, окромя Хисбаллы, себя в суннитах числят, от ответил, как от надоедливой мухи отмахиваясь — Иран их подпольно укрепляет и подкармливает, разрушая традиционные структуры и стремясь к власти и влиянию. Не знаю, верить ли, хотя за суннитский Хамаса сие давно уже секрет полишинеля… Да и ставка нынешнего Ирана на террор и региональные войны едва ли под сомнением.
Соскочили мы разок на родную «палестинскую тему». Некогда шейх рассказывал мне, что в их странах стояли на улицах специальные тумбы, куда предлагалось вкладывать пожертвования «на палестинское дело». Поздравил я тогда Мухаммеда, что не впустую его дирхемы и риалы затрачены — пошли они на личное обогащение Арафата и компашки, кому наркодолларав не хватило.
Ну а от внутрипалестинских склок крутанул я руль к «Дар аль-ислам» — как учат нас (якобы) грамотеи-мусульмановеды, означает сие обязанность всякого истого мусульманина живот положить, но чтобы единожды владеемая правоверными земля иноверцам не досталась. Ответ был шокирующим: «Пусть они покажут хоть одну книгу, где такое написано!». Дар-аль-ислам («земля ислама») — это, по его объяснению, территория религиозно-культурного мусульманского центра, куда люди приходят изучать и соблюдать законы ислама. Мне показалось, что таким путём он возражал не только иноязычным «интерпретаторам», которых мы с вами начитались, но и каким-то горячим головам среди своих. То есть — сторонникам «расширительного» и аллегорического толкования термина и принципа. Но нам-то всё это давно втюхивают как «общепринятое и единственно возможное толкование мусульманского закона»!
Тут, конечно, шейх отреваншировался — спросил он меня, вправду ли в Торе прописана обязанность еврея убивать всякого иноверца? Интерпретация, согласитесь, текста весьма оригинальная и, судя по всему, местные их «грамотеи» успели изрядно потрудиться, перепевая и перепечатывая друг друга, чтобы убедить население в несомненной обязательности для еврея оного «возвышенного закона». Пришлось мне со смехом цитировать некоторые положения законов «даркей шалом», «путей мира», обязывающих нас стараться избегать ссор и тем более войн с иноверцами — до тех, по крайней мере, пор, пока они не препятствуют нам жить по законам Б-га.
«А как же «Протоколы сионских мудрецов»? — последовал резонный вопрос. Пришлось мне слазать в историю, напомнить об их создании, наиболее вероятно, агентами тайной русской полиции во Франции на грани 20-го века. Впрочем, в историографический спор, и поныне не до конца разрешённый, вступать со мною Мухаммед не стал — ибо сама несомненная подложность этой популярнейшей «Библии антисемитизма» оказалась для него внове.
Обратите внимание — речь идёт об отрывках бесед симпатизирующих друг другу людей, шахматистов (то есть граждан, приученных порою думать), в некоторой степени образованных, поездивших по миру и ровесников. Теперь представьте себе, какой бред и лажу, тысячекратно повторяясь и ссылаясь друг на друга, разгоняют по культурам полуобразованные интересанты — и, следуя им, скандально-сенсационные масс-медиа! Лгать, стравливать, науськивать людей друг на друга ради манипуляции сознанием и за-для собственной популярности — вот, кажется, основной принцип современных сегментов массовой культуры.
Как, скажем, какие-нибудь российские антисемиты, навыпускавшие клипов о сионистском заговоре и «обязанности еврея враждовать со всеми неверными, вредить им и убивать их» — со ссылками на Талмуд и мидраши, адресочками, знаете ли, цитатами, только что без имён раввинов — авторов изречений. Жалко что я, малограмотный, за четверть века своих иудейских штудий не нашёл в текстах ни единого подтверждения их мудрёностям и учёностям. А граждане, арамейскому не обученные, разве могут что возразить? Или хотя бы усомниться — при таком-то аппарате научных ссылок.
«Разделяй и властвуй» — это давно уже не девиз политики Британской колониальной империи; это отныне и присно — принцип деятельности современных политических институтов и СМИ в большинстве мест мира. В этом, надеюсь, в нынешнюю до-трамповскую и при-трамповскую эпоху вы, читатели, уже убедились. Поляризация идеологии ныне такова, что я вообще сомневаюсь, можно ли найти настоящих искателей правды и смысла за пределами колелей и ешив.
Осторожно, братья, не отравитесь, не тоните в волнах этой бурды! «На всякого мудреца довольно простоты» — а уж тем более, на всякого простака найдутся ныне толпы зомбированных и друг другу суфлирующих «мудротцев». Эн-Эл-Пи на них нет! Ищите себе противоядие. А вот — антитезисом:
Мы пришли в этот мир без греха,
Крылья вечной души утруждая.
Значит, наша Земля неплоха,
Коль и фрукты, и песни рождает?
Для чего мы спустились в туман?
Так рискованно духу ослепнуть!
В этом мире, где правда – обман,
Можно или упасть, иль окрепнуть.
Я рождаюсь наутро собой,
Почему? — Я не знаю доныне.
А вверху небосвод голубой,
А внизу и поля, и пустыни.
Б-же, где же Твой ясный совет?
Ты укрылся за ветром и словом.
И течёт неразгаданный свет
От рожденья до мира иного.
Нам над этим кроссвордом кружить,
Заполняя тропинки и строки.
Это здесь называется: «жить» —
С наслажденьем решая уроки…
Арье! Вы пишете чудесные стихи. И Ваши публикации поэтических опусов других авторов интересны. Меня интересуют и серьёзные оценки сегодняшнего бытия в Израиле и окружающих его странах. Но было печально читать в статье Ваше мнение: «К слову, будь в Израиле у власти религиозное правительство — шансы на мир с окружающими мусульманами повысились бы значительно. Одна из главных их претензий к евреям: безбожие, «форпост Запада». Это у них у самих тема больная, не один суннито-шиитский конфликт и противостояние радикалы-консерваторы на кону». Увы, начитавшись Торы и других религиозных книг, Вы так и не осознали, ни главных пожеланий мусульман: «уничтожить Израиль, как еврейское государство» и «сбросить всех евреев в Средиземное море». Неужели Вы не знаете мнения подавляющего большинства израильских евреев, выраженное результатами голосования в Кнессет, о том, что ни израильских ортодоксов, и никаких других ортодоксов к власти нельзя подпускать на «пушечный выстрел». На всякий случай спросите мнение владельцев «Еврейского мира».