– На самом высшем уровне власти принято решение уничтожить вас всех, – угрожал мне офицер КГБ на допросе во время Московской Олимпиады 1980 года.
–Но ведь мы не нарушаем законов, а лишь изучаем наш язык и нашу культуру? – удивился я.
– Вы создаете эрозию советского общества! – парировал КГБшник. – Не только евреи хотят выехать из СССР. Например, украинцы хотят уехать к своим родственникам в Канаду, но не могут…
Еврей – это не национальность, а средство передвижения, шутили в России. Впрочем, в этой шутке, как ни в какой другой, была своя доля истины. Советские граждане действительно не могли выехать из-за «железного занавеса» и поговаривали, что единственная для них возможность выехать – это фиктивный (и не только) брак с евреем, который они и рассматривали как средство передвижения. Так что же получалось – у евреев были привилегии?!
Но кто мог объяснить этот удивительный факт: почему «ненавистных евреев» отпускали в «ненавистный Израиль», и ни один советский человек не мог уехать ни в какую другую страну?
Потому что евреи боролись за свое право уехать в Израиль! Каждый еврей, который обращался в ОВИР с просьбой о выезде, должен был сначала преодолеть страх. Ведь нужно было пройти через унизительную процедуру получения справки с работы, увольнение без средств к существованию, возможно, годы отказа или даже тюрьмы…
– Сахаров поддерживал борьбу советских евреев за эмиграцию, – вспоминала Елена Боннэр. – Он считал, что если люди будут обладать правом выезжать из страны, то они никогда больше не будут рабами…
«Железный занавес» был нужен системе, которая стремилась поработить оказавшихся взаперти людей. Годы жестоких репрессий и огромная карательная система ГУЛАГа были призваны запугать людей. Да и вся страна была одним большим лагерем за колючей проволокой – хорошо охраняемой государственной границей…
Не случайно страна рабов называлась в Торе «Мицраим» (Египет), что происходит от слова – мейцар – граница, ибо суть той страны – в ее границе, как писали мудрецы Талмуда: «Никогда раб не мог преодолеть границ Египта и бежать на свободу».
Так как же евреям удалось выйти из Египта? Всевышний указал евреям зарезать ягненка – египетское божество – у них же на глазах, а его кровью отметить косяки дверей еврейских домов. В память об этом по сегодняшний день наши дома украшает мезуза.
«Я пройду по Египту этой ночью и поражу всякого первенца… И будет кровь вам знаком на домах, в которых вы (пребываете), и увижу Я кровь, и миную вас (дословно – перепрыгну. Отсюда название праздника Песах, ибо пасах – перепрыгивать)» (Шмот, 12:13).
Почему Всевышнему понадобилась кровь на домах евреев? Разве Творец мира, который полностью контролирует все происходящее, не мог без этой отметки узнать, где проживает еврейская семья?
Более того, если еврей отметил свой дом, но оказался в неотмеченном, то его не постигала казнь, объясняют мудрецы Талмуда. Если же он не отметил свой дом, то уже не мог спастись в другом доме.
Услышав все это, Моисей воскликнул: «Если мы зарежем ягненка у египтян на глазах, то они закидают нас камнями!»
«До тех пор, пока вы не зарежете их божество у них на глазах, вы не освободитесь!» – ответил Всевышний, так повествует Мидраш.
Почему? Потому что физическое освобождение начинается с освобождения духа!
Ты хочешь покинуть погрязший в несправедливости и поклонении идолам Египет? Тогда ты должен сам уйти от этой лжи. Поэтому евреи должны были убить идола, которому заставляли их поклоняться египтяне и, обретя веру во Всевышнего, поверить в себя.
Но почему обязательно у них на глазах? Если Всевышнему и понадобилось отметить еврейскую дверь кровью ягненка, то почему бы не зарезать его незаметно, не раздражая власть имущих?
Потому что прежде, чем требовать освобождения, рабу необходимо освободиться от страха перед хозяином. Сначала стань свободным, а потом добивайся от других освобождения.
Конечно, не Всевышнему нужна была отметка на двери, а еврею – научиться бесстрашно, открыто выражать свое еврейство.
Художник Алекс Левин