Двойным разделом «Ваякеэль-Пикудей» завершается книга «Шмот», вторая в Пятикнижии. Годовой цикл чтения Торы начинается и заканчивается в один день – в осенний праздник Симхат-Тора. Число разделов Торы соответствует числу недель в году, но поскольку еврейский год имеет разную протяженность (в високосном году добавляется тринадцатый месяц – второй адар) и к тому же в субботы, совпадающие с праздниками и полупраздничными днями, читают специальные отрывки, приходится иногда сдваивать недельные разделы, чтобы уложиться в срок. И еще одно предварительное замечание. В ближайшую субботу в синагогах будут читать специальный «мафтир» (фрагмент из Торы, завершающий субботний раздел). В него включен последний из четырех весенних тематических отрывков, называемый «А-Ходеш», «Месяц». В этом отрывке евреям заповедано установить свой календарь, и приведены законы Песаха. Его всегда читают в шаббат, предшествующий началу месяца нисан, как сейчас, или совпадающий с началом нисана, называемого первым месяцем года, когда мы отмечаем Песах, годовщину Исхода из Египта.
«Ваякеэль»
Перед возведением переносного Храма (Мишкана) Моше призывает евреев соблюдать шаббат, затем просит собрать пожертвования – материалы для Мишкана, его обстановки и одежд священников. Б-г назначает Бецалеля и Оголиава главными специалистами и руководителями «проекта». Евреи жертвуют так много золота, серебра, драгоценных камней, шкур животных, шерсти, благовоний и оливкового масла для Меноры и помазания коэнов, что образуются большие излишки и Моше велит прекратить сбор. Далее описаны специальные завесы с двумя разными покрытиями для крыши и входа в Мишкан. Стены составлены из деревянных балок, покрытых золотом и вставленных в серебряные подножия. Бецалель готовит деревянный Ковчег Завета с двухсторонним золотым покрытием для хранения Скрижалей. На золотой крышке Ковчега вычеканены два «крува», человекоподобные фигурки с вытянутыми друг к другу крыльями, смыкающимися в виде арки. Стол для хлебов также сделан из дерева и покрыт золотом. Менора выкована из цельного слитка чистого золота. Далее описан порядок изготовления двух жертвенников: малого – для воскурения благовоний и большого – для жертвоприношений.
«Пикудей»
После завершения всех производственных работ Моше дает полный отчет о расходе материалов. Сыны Израиля приносят готовые изделия; Моше высоко оценивает их труд и благословляет народ. Б-г велит Моше установить Мишкан первого числа месяца нисан и описывает порядок монтажа и размещения храмовой обстановки. Моше выполняет все указания. Мишкан готов. На него опускается «облако Славы». Это значит, что Б-г вселился в свою земную обитель. Когда облако поднималось над Мишканом, евреи отправлялись в путь. Ночью дымное облако сменялось огненным столбом.
* * *
«Шесть дней будет совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас. День полного покоя, посвященного Б-гу…» (35:2).
В разделе «Ваякеэль» заповедь субботы предшествует описанию Мишкана. Это сделано для того, объясняет РАШИ, чтобы преподать нам важный урок: святость шаббата столь велика и обязательна, что нарушить ее нельзя даже ради строительства Храма.
Однако в предыдущем разделе «Ки тиса» порядок обратный: вначале описаны работы, относящиеся к Мишкану, и лишь затем следовало предупреждение: «Но субботы Мои храните» (31:13). Приоритет шаббата выражен здесь разделительным союзом «ах» – «но».
Комментаторы спрашивают: Почему в «Ки тиса» на первом месте стоит Мишкан? Ведь можно было бы расположить их в порядке важности, как в «Ваякеэль»: вначале – шаббат, а потом – Святилище, и тогда не потребовалось бы вводить слово «ах». А то получается, что Составитель Торы так увлекся описанием Своего земного жилища, что «забыл» о главном – шаббате.
Нет, не забыл. Шаббат и Мишкан поменялись местами не случайно. В концепции шаббата заложено уважение к чести Б-га, который создал мир за шесть дней, а в седьмой день «прекратил всю работу Свою». Мишкан же символизирует честь народа Израиля, поскольку само его появление доказывает, что Б-г простил евреям грех поклонения Золотому тельцу.
Обращаясь к Моше в разделе «Ки тиса», Б-г выражает Свою любовь к еврейскому народу тем, что ставит их честь (строительство Храма) впереди Своей чести (шаббата). А в «Ваякеэль» уже сам Моше говорит с евреями. Будучи их посланником и полномочным представителем, он отдает предпочтение чести Творца – вначале учит народ соблюдать субботу, и лишь потом дает указания о Мишкане. Поэтому в первом случае пришлось вводить союз «ах», чтобы люди усвоили абсолютный приоритет шаббата, а во втором случае «ах» не потребовался.
От всей души
Щедрость и энтузиазм евреев при сборе пожертвований не оставляет сомнений: «И пришли мужья с женами – каждый, щедрый сердцем, принес браслеты, и кольца, и перстни, и нательные украшения – всякие золотые вещи… и каждый, у кого была голубая шерсть, или багряница, или червленица, или лен, или козы, или красные бараньи шкуры, или шкуры тахашей, принес их… А каждая женщина, мудрая сердцем, спряла своими руками и принесла пряжу…» (35:22–25). Трогательное единение. Даров оказалось так много, что Моше распорядился прекратить сбор. Редкостная для наших дней ситуация.
Но не все евреи оказались на высоте. Вслед за женщинами на сборный пункт, запыхавшись, примчались вожди колен и родов; они «принесли камни ониксы, и драгоценные камни для эйфода и для хошена, и благовония, и масло – для освещения, для помазания и для ароматного воскурения» (35:27–28).
В чем проблема? РАШИ отмечает, что в слове «ха-несиим» (вожди) отсутствует буква «йуд». Тем самым Тора выражает скрытый упрек руководителям, принесшим дары в последнюю минуту. Дело не в жадности; вожди хотели увидеть, что принесут люди и добавить недостающее. Но всеобщий энтузиазм лишил их возможности продемонстрировать свою душевную широту. Им было почти нечего добавить в общую копилку. Мораль эпизода: лидеры должны идти впереди, задавать тон личным примером, а не подгонять массы звонкими призывами и лозунгами.
Инициатива наказуема
«Как Б-г повелел Моше…». Эти слова мы встречаем в разделах «Ваякеэль» и «Пикудей» двадцать два раза!
После завершения каждого элемента Мишкана следует неизменный рефрен: «Как Б-г повелел Моше». Для чего нужны эти повторы?
Реклама любого товара основана на его новизне. «Новый!!! Улучшенный!!!» Одно такое слово с множеством восклицательных знаков призвано обеспечить массовый сбыт, ибо современное общество поклоняется «новизне». Нас приучили верить, что все в нашей жизни – от спичек до религии – нуждается в непрерывном улучшении, совершенстве, модернизации. Поговорка «все новое – это хорошо забытое старое» вышла из употребления.
Одна из главных целей Мишкана состояла в искуплении греха Золотого тельца. В основе этого греха лежало стремление быть «умнее» Б-га. Евреи видели, что Моше выполняет роль посредника между ними и Всевышним.
Когда Моше не вернулся вовремя (по их неправильным расчетам) с горы Синай, они увидели в облаках очертания мертвого тела на катафалке. Людей охватило смятение; они подумали, что Моше умер, и решили немедленно найти ему замену – назначить нового посредника между ними и Б-гом.
В наказание за несанкционированную инициативу (и ради ее искупления) Всевышний сам дал евреям такого «посредника», способного притягивать Шехину, Б-жественное присутствие. Этим «посредником» стал Мишкан, переносное Святилище. Мишкан был дан с одним важным условием – его надлежало построить в точном, скрупулезном соответствии с прилагаемой инструкцией, подробно изложенной в предшествующих разделах «Трума», «Тецаве» и частично в «Ки Тиса». И никаких усовершенствований, никаких новшеств! Ибо всякое новшество, всякий «реформизм» и «плюрализм» в духовных вопросах неизменно ведут к тельцу, в тупик идолопоклонства.
Слово Всевышнего, выраженное в Торе, – совершенно. Любые попытки подправить это Слово, привести в соответствие с требованиями эпохи искажают, губят его. Если мы хотим, чтобы Б-г был с нами, мы должны строго выполнять Его указания – во всем, в каждой мелочи. Иначе – телец.
Вот почему каждый этап строительства Мишкана и других подготовительных работ завершается словами: «Как Б-г повелел Моше». В них выражена сама суть Мишкана: он может выполнять свою задачу – притягивать на землю Высшую духовность – только в том случае, если мы будем вести себя, «как Б-г повелел Моше». В данном случае инициатива, действительно, наказуема. Ибо дорога в ад вымощена благими намерениями и чистыми помыслами «реформаторов».