Из воспоминаний моего отца

В 750 номере Вашей газеты была напечатана статья В. Снитковского «Антисемит ли Ющенко?». В статье, касающейся Главного атамана войск УНР Симона Петлюры, говорится: «Своим указом Ющенко установил ряд мероприятий по увековечению памяти С. Петлюры»…

Пожалуй, уже не встретишь людей, живших во времена «славной деятельности» Петлюры.

Для исследователей деятельности Петлюры спешу сообщить свидетельства современника тех событий — моего отца.

Мой отец Абрам Львович Янкелевич родился в селе Ивановка в Украине в 1892 г. В селе жили всего несколько еврейских семей. Для детей и внуков еще в 70-х годах прошлого столетия он написал краткую историю своей жизни. Эта рукопись хранится у меня. Вот что он написал о Петлюре и о бандитах.

«Когда над нашей жизнью нависла непосредственная угроза от рук бандитов, нам с семьей брата пришлось бросить все и уйти пешком в Шполу. Маму пришлось оставить, так как она не осилила бы дорогу. К тому же она осталась жить в нашей землянке, а какому бандиту придет на ум искать ценности в землянке?!

Мы ушли с тем, в чем были одеты, взяв с собой только деньги.

Только мы пришли в город, как к нему стали приближаться петлюровцы. Для переговоров с ними евреи выбрали делегацию. Делегация, как было принято в наших местах, встретила отряд хлебом и солью. Вместо переговоров, петлюровцы первым делом раздели делегатов и крепко избили. Затем начался поголовный погром еврейских домов. Так как мы были чужими здесь, то грабить у нас было нечего. Нужно было спрятать деньги. Мы расстелили на полу пальто, на него уложили жену брата, а голову ее обвязали тряпкой. Деньги спрятали у нее в бюстгальтере. Когда в дом ворвалась группа бандитов, мы им сказали, что у нее тиф. Главарь бандитов заявил, что тифа они не боятся, и обыскали и нас, и ее. Деньги они у нее забрали, а нас не тронули.

Затем в город вернулся парень, который до этого служил в петлюровской армии и занимал в ней довольно высокое положение, но он понял, что петлюровцы ничем не отличаются от бандитов. Там, где они проходили, они убивали и грабили еврейское население. Увидев их бесчинства, этот парень оставил петлюровцев и вернулся в свою родную Шполу. В городе он организовал отряд самообороны. Мобилизовал всех еврейских мужчин от 18 до 50 лет и вооружил их. Он приобрел достаточное количество винтовок. В отряде был даже станковый пулемет. На всех подступах к городу стояли круглосуточные посты. Была группа разведчиков, которая снабжала руководство сведениями о передвижении бандитов в округе. Под его руководством Шпола была полностью защищена от бандитов и от петлюровцев. Город зажил спокойно…».

Вот все, что касается петлюровских бандитов в воспоминаниях папы.

Если кому-нибудь эти воспоминания пригодятся, буду рад.

МИХОЭЛС

Память бродит вдали,

День выводит из тьмы…

В кинозал мы пришли,

Очень молоды мы…

Помню я хорошо —

Он в нарядной толпе

Над чужим малышом

По-еврейски запел.

На дитя с высоты

Тихо песня плыла…

Как мы были горды!

Как надежда жила!

Возле смертной черты

Обрывается песнь…

Поруганье святынь!

Оттого мы и здесь.

Лора Завилянская

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора