«Закон о защите пациентов и доступном здравоохранении» (Patient Protection and Affordable Care Act) по прозвищу «Обамакер», который наш экс-президент поставил во главу своих достижений за 8 лет власти, вызвал критику республиканцев с первых его дней. В марте 2010 года Конгресс одобрил, а Барак Обама подписал свой закон медицинской реформы, которая началась с октября 2013 года. Ее главным элементом стала обязанность незастрахованных граждан приобретать страховку под угрозой штрафа, и утверждалось, что в итоге 95% населения США будут застрахованы, появятся 400 тыс. рабочих мест, а дефицит госбюджета за первые 10 лет сократится на 138 млрд. долларов. Ничего подобного не происходило, и «Обамакер» обстреливали из всех орудий правого фланга, доходя до Верховного суда США. На первичных выборах кандидата республиканцев в президенты все 17 претендентов высказывались за отмену «Обамакер», а победивший в этой гонке Дональд Трамп заявлял, что, став президентом, сделает это в первую очередь.
Верный своему слову, сразу после инаугурации 20 января 2017 года, президент Трамп подписал указ, который, правда, не отменял «Обамакер» (на что требуется согласие Конгресса), но облегчал требования этого закона к федеральным учреждениям. За неделю до этого Палата представителей проголосовала за резолюцию, которая инициирует процесс отмены «Обамакер».
«Все, вроде бы, шло в елочку, но затем мнения конгрессменов-республиканцев и Белого дома разошлись. В понедельник Бюджетное управление Конгресса (Congressional Budget Office или CBO) сообщило, что к 2026 году медицинские страховки получат на 24 млн. американцев меньше, чем обещает план республиканцев Палаты представителей, который огласил спикер Пол Райан. К тому же, уточнил глава CBO Мик Малвени, 14 млн. из этих 24 по закону «Обамакер» сейчас имеют право на Medicad. «Покрытие медицинской помощи не итог, — сказал Малвени в интервью каналу MSNBC. — Людям не станет легче от покрытия. Им станет легче от лечения». На это пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер позже заметил, что «Обамакер» предлагает не реальную медицинскую помощь, а «красивую маленькую пластиковую карту, которой можно размахивать». Законодатели-демократы ухватились за отчет Малвени как за доказательство, что от «Трампкера» богатые американцы выиграют, а бедные проиграют. Лидер демократов Палаты представителей Нэнси Пелози собрала вокруг себя с десяток тех, кто должен пострадать при отмене «Обамакер», и заявила, что такие, как они, «должны просто заткнуть билль» республиканцев.
Обсуждение этого билля свелось к главному: сколько американцев получат медицинские страховки по новому плану. Левые традиционно твердят, что застрахован должен быть каждый божий американец, как то предусматривает «Обамакер». Правые так же привычно отвечают, что стоимость поголовного страхования будет больше, чем может вынести госбюджет, пока государство буквально управляет системой медицинского страхования через систему «единого плательщика». Левые заявляют: «Ах, так! У нас есть такой плательщик, но вам это не подходит». Правые отвечают, что такая система национализирует индустрию медицинского страхования, и философски это не подходит американской модели, а практически деструктивно. Это лишит нашу медицину лучших специалистов, замедлит медицинские инновации, которые продляют нашу жизнь, и создаст жуткую систему рационирования, присущую самым отсталым странам. «Да ладно вам, — отвечают левые, — у нас эта система уже есть: богатых лечат хорошо, а бедных — плохо. Национализированное здравоохранение гарантирует справедливое распределение медпомощи и гораздо эффективнее социализирует ее стоимость на все 320 млн. американцев». Правые отфыркиваются от этой марксистской болтовни и который раз повторяют, что политическая система США не создана для уравниловки, а существует ради свободы личности от давления государства и создания общества, свободного от госконтроля. Что же до здравоохранения, на которое уходит одна шестая государственного бюджета, то система «единого плательщика» не эффективна, порочна и произвольна.
Предложив читателям этот воображаемый диалог левых с правыми, обозреватель и редактор консервативного журнала Commentary Джон Подгорец предлагает вернуться в уже описанную реальность, когда Бюджетное управление Конгресса прикинуло, что к 2026 году медицинское покрытие получат на 24 млн. американцев меньше обещанного реформаторами «Обамакер». Сразу за этим заявлением Мика Малвени последовали заголовки статей вроде «24 миллиона потеряют медицинское покрытие», что не так. «Глагол ‘терять’, — объясняет политически грамотный Подгорец, — предполагает, что эти 24 млн. против их желания вылетят из системы медобслуживания. Вовсе нет, бюджетное управление говорит, что большинство из них потеряет покрытие, так как не купит себе страховки после того как это перестанет быть навязанной ‘Обамакер’ необходимостью под угрозой штрафа». Другими словами, эти люди смогут остаться вне системы страхования, но с правом вернуться в случае болезни, правда, тогда придется заплатить штраф за игру с системой.
Пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер назвал выкладки Бюджетного управления Конгресса «последовательно неверными» по части предсказания чисел. «Они хороши в долларах, но не в людях», — сказал на очередном брифинге Спайсер, добавив, что Мик Малвэни не включил в свой отчет Вторую и Третью части плана Трампа. Туда войдет расширение сберегательных банковских счетов на здравоохранение, разрешение мелким бизнесам объединяться для покупки страховых планов, разрешение покупать медицинскую страховку за пределами своего штата и реформа законов об ответственности за медицинскую халатность. На вопрос, допускает ли он, что после отмены «Обамакер «застрахованных окажется на миллионы человек меньше, Спайсер ответил: «Конечно», но прояснил, что по плану Трампа страховки смогут приобрести «грубо говоря, 20 миллионов», которым пока это не по карману. «Мы как никогда близки к отмене и замене ‘Обамакер’ , – заявил спикер Палаты представителей Пол Райан. – Этот час близится. Он почти настал».