На прошлой неделе ведущая левого телеканала MSNBC Рейчел Мэддоу неоднократно посвящала изрядные куски своих передач авантюрным рассказам о киевлянине Константине Килимнике, одно время работавшем в Украине у политтехнолога Пола Манафорта, который до 19 августа 2016 года возглавлял избирательный штаб Дональда Трампа.
По сообщениям СМИ, Килимник много лет назад служил переводчиком в советской военной разведке, а прошлым летом прилетал в США и якобы имел отношение к изменению программы Республиканской партии в пункте, касающемся Украины.
Британская «Файнэншел таймс» и наш авторитетный сайт «Политико» писали о Килимнике еще в августе прошлого года, но его имя всерьез прогремело в США лишь на той неделе, когда тот же «Политико» посвятил ему еще одну статью, в которой утверждалось, что к его деятельности проявили интерес и американские, и украинские власти. Статья называется «Власти занимались протеже Манафорта» и основана большей частью на анонимных источниках. ФБР и госдепартамент США отказались комментировать утверждения сайта об их интересе к Килимнику. Что до Украины, то там, как сообщают, расследовали подозрения о продолжающихся связях Килимника с ГРУ, но ничего не нашли.
Мэддоу, тем не менее, посвятила ему по крайней мере два пространных монолога, в которых роль Килимника в американской предвыборной кампании изображалась в зловещих тонах. В нынешней обстановке, которую и Трамп, и Сергей Лавров дружно охарактеризовали как «охоту на ведьм», это происходит постоянно и вызывает растущую тревогу как у правых, так и у части левых комментаторов.
Как писала на днях «Нью-Йорк таймс», атмосфера в Вашингтоне накалена в свете заключения спецслужб о том, что Россия пыталась помочь Трампу победить на выборах, ФБР и Конгресс продолжают расследовать обстоятельства российского вмешательства в предвыборную кампанию, и на этом фоне растущий список контактов трампистов с россиянами изучают придирчиво и скептически.
Газета добавляет к этому списку встречу главного раввина Российской Федерации Берла Лазара, общавшегося прошлым летом с бывшим юристконсультом Trump Organization Джейсоном Гринблаттом, который сейчас является специальным представителем Белого дома на торговых переговорах. Или бывший сотрудник Пентагона Дж. Д. Гордон, занимающийся у Трампа проблемами национальной безопасности, виделся в июле на съезде республиканцев с послом России в Вашингтоне Сергеем Кисляком. Встречи Кисляка с бывшим советником Трампа по нацбезопасности Майклом Флинном и министром юстиции США Джеффом Сешнсом дорого им обошлись.
Как отмечает «Нью-Йорк таймс», демократы усматривают в этих контактах подозрительную закономерность и не верят заявлениям Трампа, что ни он сам, ни его соратники не имели с Россией ничего общего.
Республиканцы говорят, что это рутинные контакты, нормальные для команды любого президента, и что в них можно усмотреть нечто предосудительное лишь из политических соображений.
Бывшие американские дипломаты и специалисты по России сказали газете, что если бы в окружении Трампа решили избегать всяких контактов с россиянами в ходе и после избирательной кампании, то это выглядело бы «абсурдно и шло бы в разрез с интересами США».
Как поведал бывший посол США в Москве Джон Байерли, он начинает бояться, что, трактуя все контакты как подозрительные, «мы делаемся более русскими, чем сами русские». По словам Байерли, возвращаясь сейчас в Москву, он находит там «настоящий антизападный, антиамериканский психоз», который заставляет иных старых знакомых избегать его из опасения быть заподозренными в чрезмерном дружелюбии к США.
Прогрессивный обозреватель Мэтт Таибби напечатал в журнале «Роллинг стоун» пространную статью, в которой он предупреждает своих коллег по цеху не перебарщивать в эксплуатации версии русского вмешательства в американские выборы и причастности к нему трампистов.
Спецслужбы США говорят, что пока не нашли ни малейших доказательств сговора между штабом Трампа и россиянами. Если эта версия, в конце концов, с треском провалится, пишет Таибби, то американцы растеряют остатки доверия к своим СМИ.
Он упоминает статью «Нью-Йорк таймс», в которой многозначительно сообщалось, что представители Трампа встречались с «сотрудниками русских разведорганов», и замечает: «Это заявление, кстати, может означать что угодно. Работая в Москве репортером, я вступал в контакты с сотрудниками русской разведки, как и большинство моих коллег и друзей по бизнесу, и в этих контактах не было ничего экстраординарного».
Автор подчеркивает, что «Таймс» не указала при этом, знали ли трамписты, с кем они встречаются, или нет.
8 августа «Политико» поместил первую статью под заголовком «Человек Манафорта в Киеве», целиком посвященную Килимнику, который родился в 1970 году в Кривом Роге, но имеет также российское гражданство.
В статье говорится, что Килимник, известный так же, как КК, закончил военное учебное заведение, в котором овладел английским и шведским, служил в армии переводчиком и неминуемо должен был соприкасаться с военной разведкой.
Когда СССР развалился, КК был всего 21 год. Сайт опросил нескольких его знакомых, но не выяснил, сколько лет Килимник прослужил в армии.
В 1995 году его взяли на работу в московское отделение Международного республиканского института (МРИ), некоммерческой организации, помогавшей пестовать демократические институции в новой России. Килимник не скрывал, что был на военной службе, а когда его спросили, откуда у него такой хороший английский, он ответил, что выучил его в «российской военной разведке».
Как пошутил с «Политико» один бывший сотрудник МРИ, «я не звонил в штаб ГРУ, чтобы они дали на него характеристику».
В МРИ считалось обычным делом, что Килимник служил в разведке, сказали сайту пять его бывших сослуживцев, тем более, что он и не отпирался.
«Костя, малый из ГРУ», вот как мы его звали, — вспоминает один американец, работавший в то время в Москве. – Институт был в курсе, что он из ГРУ, но это не имело значения, потому что мы ничем секретным не занимались».
Бывшие сослуживцы не помнят, чтобы у него были четкие политические взгляды. Килимник, по их словам, был за демократизацию, но не настолько, чтобы пойти за нее на баррикады.
«Он пошел в МРИ из-за денег, а не потому, что верил в нашу миссию, — сказал один бывший сотрудник института. – Когда подвернулась более доходная работенка, он перешел на нее». Более выгодную работу предложил Килимнику в 2005 году Манафорт, которому тот переводил еще будучи в МРИ. В тот момент Манафорт работал у самого богатого украинского олигарха Рината Ахметова.
В МРИ указали Килимнику на дверь, когда узнали, что тот подхалтуривает на стороне.
По другой версии, его уволили, заподозрив, что он по-прежнему работает в ГРУ и шпионит за МРИ. «Файнэншел таймс» писала в этой связи: «Как любит шутить российский президент Владимир Путин, бывших разведчиков не бывает».
Если Манафорт знал о репутации Килимника как «малого из ГРУ», это не помешало американцу много лет пользоваться его услугами и даже назначить его главой своего киевского офиса. Но эта репутация приобрела значение сейчас, в разгар истерии по поводу предполагаемых шашней Трампа с Россией.
«Когда вы узнаете, что человек, известный как сотрудник русской разведки, находится в одном шаге от Дональда Трампа, кандидата в президенты, это вырастает в реальную проблему, — заметил британской газете один человек, хорошо знакомый с деятельностью Манафорта, 18 августа прошлого года, за день до того как тот ушел из штата Трампа. – Константин Килимник знает Пола очень хорошо, а Пол – это правая рука Трампа».
Сам Килимник заявил в августе «Файнэншел таймс», что статья в «Политико» о нем является частью кампании, которая ставит себе целью разлучить Манафорта с Трампом.
В статье, появившейся на прошлой неделе, «Политико» сообщает, что в прошлом году Килимник дважды прилетал в США, во второй раз – в июле, когда он посетил съезд республиканцев. По возвращении в Киев он будто бы говорил знакомым, что был причастен к изъятию из предвыборной программы партии призыва поставить Украине «смертоносное оборонительное оружие».
Немудрено, что телеведущая Мэддоу посвятила этим утверждениям столько времени в своих передачах. Подумать только: агент российской военной разведки, много лет проработавший у главы трамповского штаба, приезжает на съезд республиканцев и удаляет из их программы пункт, который был неугоден Москве!
Манафорт категорически отверг утверждения, что Килимник связан с российской разведкой, заявив, что тот настроен «проукраински». Источник «Политико», работающий в Киеве и вращающийся в одних кругах с Килимником, поведал сайту, что тот рассказывал ему о своем участии в спорах по поводу этого пункта республиканской программы партии. Источник оговорился, что Килимник, возможно, «просто трепался, как любят делать политические консультанты».
Непоименованный советник трамповского штаба сказал сайту, что ему ничего не известно об участии Килимника в дебатах по поводу партийной программы.
Упоминавшийся выше советник Трампа по нацбезопасности Дж. Гордон заявил «Нью-Йорк таймс», что именно он настоял на съезде на изъятии из программы призыва к вооружению Украины. По словам Гордона, прения проходили в подкомитете по нацбезопасности, в котором он представлял позиции Трампа. О Килимнике он не упомянул, но признался, что виделся на съезде с Кисляком и группой других послов. Насколько известно, Гордон за это пока не пострадал.