Сегодня мы рассмотрим оригинальную идею, которую высказал интересный современный еврейский религиозный мыслитель реб Элиягу Коломеец.
Недавно мои два друга и учителя – Ефим Свирский и Пинхас Полонский затеяли спор в Интернете – на какой стадии истории находится еврейский народ?
Дело в том, что традиция говорит, что народ проходит четыре галута, которые иногда переводят как изгнания. Это галуты – Вавилонский, Персидский, Греческий и Римский.
Согласно традиционному пониманию, четвертый галут начался с разрушения Храма и изгнания евреев со своей земли римлянами примерно около 70 года н. э. И считается, что этот галут как бы не закончился, и мы находимся в нем.
Но с другой стороны, после Холокоста было воссоздано еврейское Государство Израиль на историческом месте. При этом Израиль не считает себя еврейским государством, с религиозной точки зрения, а пытается быть светским государством, построенным по западной модели.
Поэтому в вышеупомянутом споре П. Полонский, будучи сионистом, утверждает, что четвертый галут завершился, и мы вступили в начальную стадию геулы (освобождения).
А Е. Свирский считает, что так как нет настоящего религиозного государства, то мы еще в четвертом галуте.
Этот спор тяжело разрешить однозначно.
Но реб Элиягу Коломеец предложил более инновационную модель, утверждая, что четвертый галут завершился, но мы сейчас в особом – пятом галуте.
Как это согласуется с «классиками»? То, что классики говорят о четырех галутах, – не проблема. У нас в любом случае больше четырех галутов, так как еще есть Египетский галут (протогалут).
Имеет смысл сказать, что Египетский (назовем его «Нулевой») галут был в самом начале еврейской истории, а нынешний, пятый галут – является финальным этапом перед настоящей геулой.
То, что галут соседствует с наличием Израиля, тоже не проблема, так как при третьем (Греческом) галуте евреи тоже жили на своей земле, но идеологически были подвержены чужой эллинской идеологии (как и сейчас).
Можно сказать, что четвертый галут завершился Холокостом, распадом антисемитской Советской власти и появлением Израиля.
Сейчас западный мир, благодаря либерализации, отказался от притеснений народов, и поэтому евреи не чувствуют на себе давления.
Но в рамках пятого галута и евреи, и мир оказались перед лицом новых вызовов. Автор теории написал целую серию интереснейших статей, которые вы можете найти на его странице в Фейсбуке.
Отметим несколько ключевых аспектов.
И евреи, и народы Запада имеют много общих вызовов, например, сосуществование с арабским миром. И евреи могли бы стать «лабораторией» по выработке продуктивных сценариев для себя и для западного мира.
У этого галута есть свойство, отличное от «четвертого галута».
Тот галут был очень долгим, почти две тысячи лет. Текущий галут отличается «ускорением» времени, когда мир меняется быстро, и серьезные события происходят часто и заметно. Есть в текущем галуте и аспекты «рабства». Нам навязываются различные идеологические стереотипы, которые захватывают многих людей. И одной из духовных работ является противостояние этим «программам».
С другой стороны, активно раскрываются тайны функционирования человека, и это дает нам новые возможности, но и новые опасности. Технологии также вносят свою лепту в оба процесса.
Нам необходимо разрабатывать новые подходы в наших отношениях со Вс-вышним и в нашей еврейской самоидентификации. Это поможет нам преодолеть проблемы этого этапа истории и выстроить новые отношения с собой, с еврейской общиной, с народами мира, с Израилем и преодолеть вызовы пятого галута.
Меир БРУК