Куропаты — лесной массив около Минска, где захоронены жертвы сталинских репрессий, становится фактором межрелигиозной розни из-за бесконтрольной установки сотен крестов над могилами, в которых лежат останки тысяч евреев Беларуси.
Куропаты (белор. Курапаты) — лесное урочище на северо-восточной границе Минска. С 1993 года урочище Куропаты внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как место захоронения жертв политических репрессий 1930-1940-х годов. Количество жертв и на сегодняшний день остается точно неизвестным. В соответствии с разными оценками, цифра убитых в этом урочище может составлять от 7 до 30 тысяч и даже до совершенно фантастических 250 тысяч человек.
Предыдущие расследования с 1988 года проводились крайне односторонне, под сильным давлением национально-ориентированной оппозиции. Эти же силы и сегодня проводят митинги и демонстрации, организуют публикации в газетах и журналах, выступления по радио и телевидению, издают соответствующие книги, которые влияют на общественное мнение. По сути, Куропаты из места памяти и тихой скорби превратились в место бесконечных политических манифестаций.
Сейчас некие политические силы в Беларуси решили вновь достать из «спящего режима» и предъявить общественности тему Куропат, создав еще одну точку напряженности в стране. На деньги Евросоюза и США в лесу установили даже «скамейку Клинтона» и более тысячи крестов, устраивая к ним шествия.
Проблема состоит в том, что представители белорусской оппозиции своими действиями фактически оскверняют массовые захоронения евреев и мусульман, а также поляков и немцев.
Ведь в 1940 году в Минске проживали более 40% евреев, некоторые считают, что евреи составляли даже более 50% жителей города. Идиш был одним из государственных языков БССР. Евреи составляли от трети до половины населения многих областных центров и местечек Белоруссии.
Если говорят, что в урочище лежит цвет интеллигенции Белоруссии, то, может, там даже преобладают еврейские граждане. Ведь сталинские репрессии одинаково обрушивались на представителей разных национальностей. И если в Минске шли повальные аресты, то даже чисто статистически среди арестованных могли оказаться 30-40-50 процентов евреев.
В 1993 году было проведено новое расследование в Куропатах. Следствием было обнаружено самое большое из всех найденных захоронений, и в нём останки более 300 человек. Впервые за всю историю раскопок в Куропатах были найдены вещественные доказательства с конкретными датами и фамилиями, свидетельствующие о том, что расстрелы проходили до войны. В захоронении ¹30 были обнаружены тюремные квитанции об изъятии при аресте ценностей, выданных 10 июня 1940 года Мойше Крамеру и Мордехаю Шулескесу.
Вот уже практически 30 лет в политическом поле Белоруссии муссируется тема Куропат, но установка крестов на братских могилах, где лежит много евреев, упорно не замечается. Этот факт кощунства над памятью погибших евреев так и не получил своей оценки и внимания. Почему? Может, все эти годы, да и сейчас, кто-то подленько ждет, что этот вопрос «неожиданно» вскроется и кресты начнут крушить «религиозные вандалы» или кто-то другой? Зачем этого ждать?
Есть мировая практика: например, в США и Европе ставят памятники на могилах американских солдат с именами и с символами разных религий.
Но здесь, в Куропатах, осталась братская могила. Как же быть с тысячей крестов на «стихийном мемориале»? Как быть с теми, кто продолжает глумиться над памятью людей в своих политических целях? Я разделяю мнение Павла Якубовича, главного редактора газеты «СБ-Беларусь Сегодня», о том, что Куропаты — место нашей общей скорби и памяти, а не площадка для демонстрации политических взглядов. Хочу добавить — это и не повод для проявления религиозности, которая нарушает чувства верующих другой конфессии!
Мудрый и деликатный человек, великий архитектор Леонид Менделевич Левин, один из авторов мемориального комплекса «Хатынь» и мемориального комплекса «Яма» (территория бывшего Минского гетто), и многих-многих других комплексов и памятников, как-то сказал мне: «Пойми, в Белоруссии, а особенно в Минске, где ни копни – кости, всюду трагедия нации. Нас уничтожали, не очень вдаваясь в подробности, кто ты. Не давайте этим манипулировать, а то доиграетесь до беды! Мемориалы — не место для религиозных или национальных разборок».
И вопрос этот надо решать сейчас, до создания в Куропатах Национального мемориала скорби и памяти Белоруссии, а то он может стать чем-то другим. Тем более даже в Минске это не единственное не обустроенное место массовых захоронений.
И конечно, прокуратуре, наконец, надо провести немедленное и должное расследование, дать обществу более точную картину трагических событий в Куропатах.
Сергей Мусиенко,
руководитель Аналитического центра ЕсооМ
и проекта «Дом первого президента
Государства Израиль Вейцмана в Мотоле».
Куропаты не становятся фактором межрелигиозной розни, как бы ни старались заказчики этого опуса.
О памятнике погибшим иудеям, христианам и мусульманам, установленном еще в 2004 г.: http://belisrael.info/?p=9919
О «мудром и деликатном человеке», а также немного и о редакторе газеты «СБ-Беларусь сегодня»: http://belisrael.info/?p=3891
Благодарю ВОЛЬФ! Путь лжецам-обслуге сипатой мрази воздастся по их заслугам.
Не стоит. Не стоит пытаться что-то исправить в Беларуси. Они сами не уважают свою историю. Искажают, подделывают. Памятник евреям , жертвам советского режима, должен стоять в Израиле на самом видном месте, например, в Натании, рядом с памятником для Путина.
А белорусы, Б-г с ними, пусть что хотят, то и ставят, хоть кресты, хоть полумесяцы, хоть крашенных попугаев. Если одни белорусы поставят еврейские памятники, другие белорусы придут и разрушат их.
Не прошлая история должна влиять на современные отношения, а наоборот.
Хорошо, что сегодня Израиль на голову сильнее Беларуси во всем!
Дай Бог, чтобы Израиль был всегда силён !
Но, в остальном я с вами, Анатолий, НЕ СОГЛАСЕН.
Уважение к могилам, к чужим могилам, нужно не столько погибшим евреям, сколько сегодняшним живым белорусам, чтобы БЫТЬ ЛЮДЬМИ.
Мне тяжело читать про это издевательство — все мои родные из белоруссии, включая убитых в Бобруйске (в 1941-ом) дедушку Якова, бабушку Басю и дядю Иосифа. Люди (не важно, кто и где) везде ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДЬМИ.
Что Вам сказать, Яков. У меня мама из Белоруссии, из Витебска. И вся родня по маминой линии погибла там…
Но, нет, не хочу перевоспитывать белорусов. Да и белорусы все разные.
Вот вам совсем недавняя история:
Моя хорошая знакомая, живущая по соседству во Флориде, поехала 10 лет назад (всего 10 лет назад!) в деревню белорусскую. Надо сказать, что в Белоруссии евреи жили не только в городах, но в селах…
…Попросила показать дом, где жил ее дед-раввин. Может, кто помнит…
…Яков, вся деревня собралась посмотреть на внучку старого раввина, замученного немцами. Несли цветы, фрукты, возили на санях от хаты к хате…