Сынам Израиля велено доставить чистое оливковое масло для зажигания храмового светильника – Меноры. Даны указания по изготовлению восьми служебных одежд Первосвященника. Эти одежды включали в себя: хошен – нагрудник из ткани, в который вправляли двенадцать драгоценных камней с именами колен Израиля; эйфод – фартук на лямках; меиль – длиннополая мантия без рукавов с золотыми колокольчиками и гранатами на подоле; ктонет – клетчатый хитон из льна; мицнефет – льняной тюрбан; авнет – длинный вышитый пояс; циц – золотая пластина для ношения на лбу и михнасаим – короткие штаны. Моше должен провести семидневный обряд посвящения в должность Аарона и его сыновей-коэнов. Церемония включает в себя жертвоприношения, облачение священников в новые одежды и помазание Аарона священным маслом. Б-г велит дважды в день – утром и перед заходом солнца – приносить в жертву годовалого ягненка. Это жертвоприношение, совершаемое в передвижном Храме, Мишкане, дополняется хлебным даром и возлияниями вина и масла. В конце раздела дано указание изготовить жертвенник для воскурения благовоний; перечисляются конструктивные детали этого жертвенника, обслуживать который поручено также Первосвященнику Аарону и его потомкам.
* * *
«Помни, что сделал тебе Амалек…» (Дварим, 25:17–19).
В этот шаббат мы читаем отрывок из Пятикнижия (раздел «Ки Теце»), повелевающий «помнить» Амалека, заклятого врага не только евреев, но и всего человечества. Любопытно, что родителями Амалека были отнюдь не злодеи. Тимна, мать Амалека, прониклась такой симпатией к Аврааму, что, как сказано в талмудическом трактате «Санхедрин», решила выйти замуж за мужчину из его семьи. И лишь после того, как ее отвергли Авраам, Ицхак и Яаков, она стала наложницей Элифаза, сына Эсава. Лучше быть наложницей в этой семье, чем женой кого-то другого, решила она.
Отец Амалека Элифаз был пророком и близким другом Иова. Когда его дядя Яаков бежал от мести своего брата Эсава, Элифаз был послан в погоню и настиг Яакова, но не убил его вопреки прямому указанию отца. РАШИ поясняет в комментарии к разделу «Ваеце» (29:11), что в душе Элифаза теплилась искра порядочности, поскольку он рос на коленях у своего великого деда Ицхака.
Если Элифаза растил его дед Ицхак, то Амалек, как сказано в мидраше, рос под сильным влиянием своего деда Эсава. Неудивительно поэтому, что Амалек, повзрослев, стал таким же злодеем и ненавистником евреев, как и его дед.
Теперь, чтобы лучше понять Амалека, обратимся к Эсаву и его окружению. Сказано в мидраше, что Эсав доставлял много боли и страданий тем, кто его окружал, включая самых близких и дорогих ему людей, не говоря уже о его враждебном отношении к Яакову.
В Мидраше Танхума сказано, что еще при своем рождении, он так сильно ударил мать, выходя из ее чрева, что Ривка стала бесплодной и не смогла зачать остальных десять сыновей, которых ей было предначертано родить от Ицхака.
Из-за него же умершую Ривку похоронили среди ночи, поскольку никто кроме Эсава не провожал ее в последний путь. Любой участник похорон проклял бы ее за то, что она родила такого злодея. И Б-г решил: лучше лишить Ривку достойных проводов и похоронить ее тайно, глубокой ночью, нежели выставить ее на позор.
Именно из-за Эсава Б-г укоротил жизнь Авраама на целых пятнадцать лет, чтобы он не знал о злодеяниях своего внука. Любой праведник предпочтет раньше умереть, нежели видеть, как его дети сходят с верного пути. Можно представить себе, сколько добра сделал бы Авраам за эти 15 непрожитых лет.
Из-за него же, Эсава, Ицхак ослеп. Б-г милосердно лишил его зрения, чтобы он не видел, как его любимый сын превращается в отпетого негодяя.
И это только по отношению к тем, кого он любил. Можно легко представить себе, сколько несчастий Эсав доставлял чужим людям.
В мидраше рассказывается, как Амалек спросил своего отца Элифаза, кто унаследует этот мир и мир грядущий? На что последовал ответ: «Израилю достанутся оба мира. Но если ты хочешь получить хотя бы небольшую долю этого наследия, то я советую тебе рыть колодцы и прокладывать дороги для них.
Однако Амалек не последовал дельному совету отца. Он поставил перед собой задачу истребить евреев. Тем самым он пошел по стопам не отца, а деда Эсава, который в свое время намеревался убить своего брата Яакова.
Амалек поселился на южной границе Эрец-Исраэль, поскольку его дед Эсав предвидел, что евреи пройдут именно через эти земли на пути к завоеванию страны Израиля, и он, Амалек, сможет напасть на них в этом месте.
Кроме того, Эсав жаловался внуку, что он так и не сумел выполнить главную задачу своей жизни – убить своего брата Яакова, и он попросил Амалека закончить это дело, отомстить за его честь.
Амалек стремился постоянно вредить Яакову. Именно он сообщил Лавану, что Яаков убежал от него со всем многочисленным семейством. И он же сообщил фараону, что еврейские рабы бежали.
И, наконец, именно Амалек напал на сынов Израиля после их выхода из Египта, когда все другие народы с восхищением следили за чудесами Исхода.
Не случайно, Тора говорит, что он «не боялся Б-га». Комментаторы обращают внимание на то, что имя Амалек как будто образовано от «ам лак», тот, кто лакает кровь народа (Израиля). Эту черту он унаследовал от Эсава, и мидраш подчеркивает, что у них было много общего, и главная черта – это отсутствие страха перед Б-гом.
В будущем Эсав попадет в руки потомков Рахели, любимой жены Яакова, точнее, их двух сыновей Йосефа и Биньямина. Эсав вырос в доме, где жили два праведника – Ицхак и Яаков, но он не взял с них примера, став законченным злодеем. А Йосеф, наоборот, оказался в обществе двух злодеев – Потифара и фараона, но не поддался их влиянию. В результате, тот кто»не боялся Б-га» (Амалек) будет повержен тем, кто «боялся Б-га» (Йосефом).
Неверие в Б-га порождает в человеке высокомерие и пренебрежительное отношение к другим людям. Неслучайно, числовое значение (гематрия) имени Амалек равно гематрии «рам», заносчивый.
Сам Б-г назвал Амалека своим карающим посохом. Ведь гематрия Амалека – это не только «рам», но и «мар», горький.
Амалек – это само воплощение зла, и пока существуют его потомки, власть Б-га не может быть полной и совершенной. Вот почему Всевышний заповедовал нам уничтожить все, что каким-то образом связано с Амалеком или обладает его чертами, будь то дерево, верблюд или овца. Если мы выполним это указание, то Он завершит работу, уничтожив ангела-хранителя Амалека.
Заповедь «стереть Амалека» считается важнее заповеди строительства Храма. Так пусть же они обе скорее исполнятся – в нужной последовательности.
Иллюстрации сайта
fakeoff.org