«А Яаков был простым человеком, сидящим в шатрах» (Берешит, 25:27).
Рассказывая о Йосефе в своем очерке «Четыре сына», выдающийся деятель сионизма Владимир (Зеев) Жаботинский так охарактеризовал его отца Яакова: «Умный и хитрый человек был Йосеф, истинный сын отца своего Яакова, того самого, который так ловко обошел и собственного родителя, и брата, и тестя, что антисемиты… называют его «первым жидом на земле»… Умел Яаков и хитрить, умел и бороться — с самим Б-гом боролся лицом к лицу всю ночь до зари и остался непобежденным; умел и любить: четырнадцать лет служил батраком за любимую женщину. Был это удалой человек, на все руки мастер, и купец, и боец, и рыцарь, и судья, хищный и благородный, осторожный и отважный, расчетливый и сердечный — настоящий человек, широкий, с великими доблестями и недостатками, с душой, как семицветная радуга или как арфа, на которой все струны. Жизнь его была и осталась самой увлекательной поэмой, какая только рассказана была на земле».
Поэма о жизни нашего третьего праотца Яакова начинается в этом разделе «Толдот» и завершится в конце книги «Берешит». В семи разделах описана жизнь Яакова и его семьи: противостояние с братом Эсавом и похищение первородства и отцовского благословения, жизнь у Лавана, женитьба на его дочерях Лее и Рахели, рождение сыновей, основателей двенадцати колен Израиля, возвращение на родину, смерть Рахели, вражда между братьями и продажа любимого сына Йосефа в египетское рабство, возвышение Йосефа при фараоне, приход братьев в Египет и воссоединение семьи, смерть Яакова и его благословения-напутствия сыновьям. «А Яаков был простым человеком (иш там)», — сказано в «Толдот». Слово «там» означает также кроткий, чистосердечный. Но ведь только что Жаботинский сообщил, и Тора это подтверждает, что простота и покладистость отнюдь не характерны для нашего праотца. О чем же идет речь?
Человек должен владеть своими качествами и склонностями, уметь пользоваться ими в нужном месте и нужным образом. Иногда ради важной цели требуется проявить свое «плохое» качество, как говорили мудрецы: «Тот, кто милосерден, когда должен быть жесток, неизбежно будет жестоким там, где требуется милосердие» (Коэлет-Раба, гл.7). Истинно праведный человек по натуре добр, милосерден, но в нужные моменты он решителен и суров.
В пример можно привести пророка Шмуэля, который собственноручно убил плененного в сражении царя амалекитян Агага, помилованного накануне первым еврейским царем Шаулем. Пророк исправил ошибку царя: «И рассек Шмуэль (мечом) Агага перед Г-сподом в Гильгале» (Шмуэль I, 15:33). Но было уже поздно: Агаг провел ночь с женой и успел продолжить свой род. Среди его потомков было много гонителей еврейского народа, в том числе Аман, чуть не истребивший всех евреев Древней Персии (в память о чудесном спасении от его черных замыслов мы отмечаем праздник Пурим). Проявив необходимую твердость и даже жестокость в том памятном эпизоде, Шмуэль, тем не менее, вошел в еврейскую историю как величайший мудрец и праведник — «милосердный, скромный и готовый прийти на помощь ближнему». В свою очередь неоправданное великодушие к заклятому врагу не помешало впоследствии Шаулю жестоко казнить восемьдесят священников-коэнов в городе Нов.
Яаков был «иш там» — повелитель простоты, а не просто «там», простак, глупец, в том смысле, что он владел своими качествами, не позволяя им стихийно влиять на его поведение. Другими словами, он предпочитал вести с людьми открытый, честный диалог — таков был его принцип, но не давал обманывать себя и злоупотреблять своей открытостью. Когда речь шла о таком сверхважном деле, как получение благословения для потомков, которого — он знал — мы, евреи, заслуживаем больше, чем дети Эсава, Яаков был готов вместе с проницательной и отважной Ривкой обмануть своего заблуждавшегося отца. Когда Лаван обманным путем навязал ему в жены Лею вместо Рахели и вынудил работать за Рахель дополнительные семь лет, Яаков счел себя вправе восстановить справедливость с помощью хитрости: он бежал из дома тестя с семьей, забрав с собой честно заработанных овец.
Короче, Яаков был кротким и прямодушным лишь там, где это было уместно, но при необходимости мог перехитрить любого обманщика.
Плохой сосед
по «общежитию»
«И толкались сыновья в утробе ее…» (25:22).
Характер, как известно, закладывается с детства. Еврейская традиция утверждает, что еще в утробе матери. У Ривки, будущей матери близнецов Эсава и Яакова, была тяжелая беременность: «Толкались сыновья в утробе ее».
Раши объясняет, что еще не родившиеся младенцы проявляли разные склонности. Когда Ривка проходила мимо иешивы Шема и Эвера, старожилов из рода Авраама, на свет рвался Яаков, а когда приближалась к языческому капищу — беспокойно вел себя Эсав.
Мотив Эсава ясен. Близнецов вынашивала великая праведница Ривка, поэтому материнская утроба была для него, закоренелого идолопоклонника, не самым уютным местом. Но почему Яаков хотел побыстрее выйти на свет? Ведь Талмуд в трактате «Нида» сообщает, что во время беременности еврейской матери ангел учит ее ребенка всей Торе, но при родах он все забывает. Поэтому мудрецы говорят, что при жизни мы не учим Тору и святой язык, а «вспоминаем» их. Неужели Яаков спешил расстаться со своим учителем-ангелом? Ответ прост и поучителен: даже если у вас самый лучший в мире наставник, плохой сосед по «общежитию» может все испортить, сбить вас с пути истинного, и вам лучше немедленно покинуть «учебное заведение».
Комментарий Раши на стих о толкающихся сыновьях вызывает еще один вопрос. Если характер закладывается в материнской утробе и дети рождаются с определенными чертами характера и личными склонностями, то как быть с принципом свободы выбора, краеугольным камнем еврейского мировоззрения? Выходит, что все совершенные Эсавом преступления можно оправдать: ведь он был так «запрограммирован». И почему праведник вознаграждается за те качества, которые он всосал не то что с молоком матери, а еще раньше — из плаценты? Ведь таким ему было суждено, предначертано быть.
На самом деле, те черты, с которыми родился Эсав, не вели его прямо на путь зла, равно как и Яакову не было суждено быть суперправедником. Они таковыми стали, что называется, по ходу жизни. Каждый из них (и из нас тоже) родился с определенным складом характера и склонностью к определенному типу поведения. Но каждый человек свободно выбирает направление своего развития — в сторону добра или зла. Мы не созданы одинаковыми. Каждый сам решает, что ему делать с теми качествами, которыми наделил его Б-г.
У Эсава были некоторые врожденные черты, которые создавали предрасположенность к плохому поведению. Стоявшая перед ним задача — стать хорошим человеком, достойным своего великого отца Ицхака, — была трудна, и он с ней не справился. Человек, с детства испытывающий тягу к кровопролитию, может стать разбойником или даже убийцей. Но эту склонность можно направить и в позитивное русло: выбрать себе профессию резника, или моэля (специалиста по обрезанию), или хирурга. И тогда он будет приносить людям пользу, а не зло.