Дама пик демократов

originalЕсть одна тема, равно волновавшая двух столпов русской словесности, Пушкина и Лермонтова. Этой темой была игра с судьбой, в частности, карточная игра.

В запетом до дыр пушкинском шедевре Германн мечтает о тайне трёх карт. Проникнув к хранительнице секрета, старой графине, он умоляет её: «Вы можете… составить счастие моей жизни… я знаю, что вы можете угадать три карты сряду…». Германну не жалко за секрет графини даже своей бессмертной души: «Я готов взять грех ваш на свою душу», – уговаривает он графиню.
Лермонтовский герой Лугин в незаконченной повести (на мой вкус, вполне законченной) «Штосс», поначалу осторожен: «А на что же мы будем играть? Я вас предваряю, что душу свою на карту не поставлю!» Но когда Лугин осознал, что на кону: «То были краски и свет, вместо форм и тела, теплое дыхание, вместо крови, мысль, вместо чувства; то не был также пустой и ложный призрак… потому что в неясных чертах дышала страсть бурная и жадная, желание, грусть, любовь, страх, надежда, – то была одна из тех чудных красавиц, которых рисует нам молодое воображение, перед которыми в волнении пламенных грез стоим на коленях, и плачем, и молим, и радуемся Б-г знает чему, – одно из тех б-жественных созданий молодой души, когда она в избытке сил творит для себя новую природу, лучше и полнее той, к которой она прикована», то «он решился играть, пока не выиграет: эта цель сделалась целью его жизни».
И в «Пиковой даме», и в «Штоссе», герои играют в примитивнейшую из игр – в «фараон» или «штосс», в которой требуется угадать – в правую или в левую стопку карт ляжет выбранная вами. Никакого умения в ней не нужно, только услышать голос судьбы. Похоже, Пушкин упрекает своего героя в недоверии к судьбе. Германн мог бы рискнуть и играть с судьбой по-честному. Он не беден – владеет 47-ю тысячами, однако расчётлив – оправдывается, что не хочет «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».
Один из игроков замечает о Германне: «До пяти часов (утра) сидит с нами и смотрит на нашу игру!» Чтобы провести ночь, наблюдая – в какую стопку ляжет карта, нужно быть полностью зачарованным игрой с судьбой, превращающей одного в богача, другого в банкрота. Мечта Германна – как мы узнаём позже – овладеть своей судьбой.
Призрак графини открывает Германну тайну: «Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и … чтоб во всю жизнь уже после не играл». Кажется, Германну дарована власть над судьбой, хотя бы на три вечера.
Пушкина, как мы видим, занимала тема эфемерности чувства власти над судьбой, О ней же «Сказка о рыбаке и рыбке». Германн, в мгновении от торжества его мечты открыл вместо туза даму пик. Как и старуха в сказке, он остаётся «у разбитого корыта». Власть над судьбой – не больше чем мираж.
Творцу свойственно отождествлять себя со своим созданием. Литературный образ – это отражение подсознания писателя. Флобер заявлял: «Госпожа Бовари — это я!» И биографы великих поэтов, наверное, смогут объяснить, почему у Пушкина в «Пиковой даме» судьба выражена в денежных купюрах, а у Лермонтова — в «Тамбовской казначейше» и в «Штоссе» — игра за женщину.
Увы, страсть к ощущению игры с судьбой постепенно привела обоих гениальных авторов от карт к терминальному испытанию судьбы – к дуэлям.
Русская литература многим обязана азартным играм. Пушкину, чтобы расплачиваться с карточными долгами, приходилось много писать. Достоевский, проигравшись в пух в казино Карлсбада, засел за свои главные романы и за короткое время выдал «Преступление и наказание», «Идиот » и «Игрок». Последний роман ему пришлось продиктовать стенографистке за немыслимые 26 дней. Ляг в казино карта по-иному, возможно, Фёдор Михайлович сразу перешёл бы к «Бесам».
Иная страсть, которую удовлетворяет игра, – жажда победы. Эта страсть – оправдание существования профессионального спорта, позволяющего болельщику пережить вместе с его командой торжество успеха. Если ваша команда выиграла – вы не стали сильнее, быстрее или выносливее. Зато вы превратились в победителя.

«Штосс» (Карточная игра)
«Штосс» (Карточная игра)

Эта страсть пережить победу может быть не слабее, чем рискованная проверка удачи в штосс, в русскую рулетку или на дуэли. У человека может быть семья, работа, жизнь. Но для него важнейшим в мире является результат футбольной игры чужих ему людей. Ему необходимо пережить чувство победы. Неудача его команды порой приводит болельщика к инфаркту, иногда к самоубийству. Защитника футбольной команды Колумбии, забившего в решающем для его команды матче в первенстве мира гол в свои ворота, по возвращении домой застрелил какой-то фанат. А Сальвадор и Гондурас, по поводу матча их национальных команд, в 1969-м году вступили в «футбольную войну», унёсшую тысячи жизней.
Выдающемуся русскому историку конца ХIХ – начала ХХ века Ключевскому принадлежит афоризм, что спорт скоро станет единственным методом мышления.
Время это настало. 8 ноября 2016 года вся Америка делала свои ставки, голосуя за одного из кандидатов в президенты. Я весь день ощущал депрессию – «мой» кандидат, предполагалось, обречён был проиграть. Потом невероятным образом выиграл. Это было восхитительное чувство – неожиданно стать победителем. Примерно как сорвать банк в «фараоне». Или как болеть за футбольную сборную Израиля и дождаться её победы в первенстве мира…
Сейчас я анализирую: как победа Трампа на выборах может отразиться на моей жизни? Вероятно, никак. Намечаемый его министром образования Бэтси Девос переход школ на систему ваучеров – самая, наверное, важная для страны из намечающихся реформ новой администрации – спасёт часть молодёжи от невежества, которое сулят негодные общественные школы. Но мои внучки и так учатся в частной еврейской школе. Достойный министр юстиции Джефф Сешнс не будет подыгрывать погромщикам из «Чёрные жизни важны», как подыгрывали министры в администрации Обамы. Но наш городок их мятежи не затрагивали. Трамп обещает остановить исламскую экспансию в США, но когда я проезжаю по улице Жуликов (это такое название) через соседний с нами город Патерсон, я и так вижу толпы мужчин-мусульман, направляющихся в мечеть или из мечети. Все угонщики 9/11 перед терактом посещали Патерсон, и там, по рассказам очевидцев, мусульманами радостно праздновалось разрушение башен-близнецов. Я переживаю за благополучие Израиля, но Хиллари, не в пример Обамы, не идейный враг еврейского государства. Щедрые пожертвования евреев в «Фонд Клинтонов», остававшийся под присмотром Челси, дочери «королевской четы», позволили бы Израилю благополучно пережить правление Хиллари. Меня угнетала тотальная ложь Обамы и его компании, но американские медиа после выборов лгут даже больше, чем при прежней администрации. Теперь это приобрело название – fake news – «ложные новости». Мне кажется, что президентство Трампа будет благотворным для Америки и мира, но со мной не согласятся 56% американцев, одобрявших деятельность Обамы, и большинство их, проголосовавшие за Хиллари. У каждого своя правда. Так откуда у меня такая радость по поводу победы Трампа? Я поставил на туза, и туз выиграл! Напротив, поведение проигравшего лагеря, дама которых Хиллари имела перед выборами на руках все козыри – пропаганду медиа, поддержку обеих политических партий страны, предсказания опросов, в то время, как у туза Трампа, кроме его фамилии, козырей не было, лучше всего описано Пушкиным в «Пиковой даме»: « – Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама… В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась… Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»
Первыми, когда вместо «туза» демократам выпала «пиковая дама», сошли с ума либеральные тётки. Они нацепили на головы розовые чепчики, принялись материться и требовать – то взорвать Белый дом, то провести военный переворот. Понимали ли «чепчики», что делают с тётками солдаты во время военных переворотов? Или их такое не пугало?
Потом лагерь проигравших возбудился из-за приостановки президентом Трампом въезда в США граждан из мусульманских стран, в которых рулят террористические организации. «Пока нас убивали граждане других мусульманских стран» – утверждали они. Но если Америку до сих пор взрывали мусульмане из относительно благополучных Саудовской Аравии и Египта и расстреливали её пакистанцы да палестинские арабы, почему это же не продолжат делать мусульмане из стран, в которых правят «Аль-Каида» и Исламское государство?
Сенатор Бен Кардин в программе ТВ объяснял, что обида на запрет въезда в США приведёт мусульман в ряды «Аль-Каиды». То есть: не пустишь йеменца в Америку – запишется в «Аль-Каиду». Пустишь – не запишется. А вдруг всё-таки запишется, или уже записался? Страшно подумать!
Самые горячие сторонники мусульманской иммиграции в США – конечно, либеральные евреи. В репортажах ТВ – в толпе протестующих в аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке всё время мелькают люди в кипах. А вот что написал 1-го февраля с.г. членам ньюджерсийского отделения «Американского еврейского комитета» его региональный директор Джон Розен: «В истории нашей нации никогда не было более важного момента для мусульманско-еврейского сотрудничества. Присоединяйтесь ко мне в выражении солидарности с нашими мусульманскими и еврейскими братьями и сёстрами»… Обуховская больница. «Тройка, семёрка, туз».
Может быть, господин Розен не слышал, что в прелестных городах Европы, после того, как там собирается достаточная критическая масса мусульман, становится опасным пройти по улице в кипе? Не читал, как в Париже «наши мусульманские братья» запытали до смерти еврейского юношу? Как в Тулузе наш «мусульманский брат» убил в еврейской школе учителя и троих детей? Про теракт в кошерном магазине Парижа (случайной кулинарии, по словам Обамы)? Догадываюсь, что господин Розен ответит, что хочет как лучше. Но ведь получится-то, (если получится) – как всегда.
Американские медиа свихнулись, и твердят, в ответ на любое действие президента: «Трамп плохой. Тройка, семёрка, дама».
Сенаторы-демократы – в итальянской забастовке. Они пытаются не утверждать трамповских министров, грозятся не пропустить предложенного Трампом члена Верховного суда. Лидер демократов в сенате Шумер, выступая, пускает неврастеническую слезу. Не в силах конгрессменов-демократов поменять результаты выборов президента, но они способны сделать свой орган власти нерелевантным, подорвать существующую политическую систему США, наказать граждан страны за их выбор 8-го ноября.
Страннее всего звучат объяснения проигравших их отказу признать президентом США победителя выборов: «Трамп неадекватен». Но кто тогда адекватен? Матерящиеся тётки в розовых чепчиках? Неврастеничный лидер сенатского меньшинства Шумер, плачущий у микрофона? (Хоть в этом можно усмотреть и слабо прикрытое лицемерие. Обычай плакать при выступлении пошёл от президента Обамы. Тот поморгает, и вытрет уголком платка сухие глаза). Может быть, адекватен сенатор Кардин, опасающийся обидеть потенциальных членов «Аль-Каиды»?
Хрупкая психика этих убогих дам и господ, похоже, не перенесла, как у пушкинского Германна, что их дама пик бита.

Новая книга Бориса Гулько:
Мир еврея. Часть 2.
111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах.
547 страниц.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1.
57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах.
269 страниц.
15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний.
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

5 комментариев к “Дама пик демократов

  1. Уважаемый Борис, спасибо за интересные размышления. Маленькая поправка:
    «Достоевский, проигравшись в пух в казино Карлсбада, засел за свои главные романы и за короткое время выдал «Преступление и наказание», «Идиот » и «Игрок»».

    Достоевский, в описаном Вами эпизоде, находился не в Чехии (Карлсбад), а на отдыхе в Германии (Висбаден) и проиграл все деньги в казино находящегося в 50-километров от Висбадена курортного городка Бад-Хомбург.

  2. Любопытно наблюдать за Театром Обезьян (как говорят немцы) в американской политике. Вначале «защитники демократии» упрекали Трампа за его заявление о том, что в случае проигрыша он не автоматически признает результаты выборов. Сейчас те же самые «демократы» занимаются тем же, что они так яросно критиковали: они отказываются признать действительность и демократическое волеизъявление американского народа. В их лексике слово «демократия» звучит только тогда, когда она звучит в унисон с личными интересами.

    Не доросли и точно не дорастут эти жалкие ублюдки до Вольтера, который заявил:»Я совершенно не согласен с тем, о чем ты утверждаешь. Однако я готов отдать мою жизнь за то, чтобы ты сумел свободно высказать свое мнение».

    Не видят бревна в собственном глазу…

  3. Уважаемый FRITZ, я, может, запамятовал — в каком казино проигрался Достоевский. Но я точно помню, что Карсбад во времена Достоевского был Германией и стал Чехией — Каровыми Варами недавно.

    1. Уважаемый Борис, это действительно не играет роли, где Достоевский проиграл гонорар за еще ненаписанные книги и к тому же золотые часы жены и ее сережки. Карлсбад с 1526—1918 был частью Богемии — официальное название Чехии (без Моравии) как части Габсбургской империи (Австро-Венгрии).
      Я довольно часто бываю в Висбадене и Бад-Хомбурге (я живу 100 км. от него) и во время экскурсии посетил места, связанные с Достоевским. В казино, где писатель проиграл деньги, мы насладились клезмер-концертом. Видимо рьяный антисемит перевернулся бы в гробу, если бы увидел, куда сегодня допускают ненавистных жидов.
      Еще более интересно казино Баден-Бадена, где Достоевский проиграл золотые монеты жены. Он также одолжил у Тургенева крупную сумму, которую сразу проиграл. Затем устроил Тургеневу сцену, обвинив того в отсуствии патриотизма, с единственной целью порвать отношения и не отдавать долг.

      1. Во втором томе Граф Монтекристо есть замечательный диалог двух итальянцев — «Может он отдал долг? — Русский???»

Обсуждение закрыто.