В отделении токсикологии больницы University College Hospital в Лондоне находится бежавший на Запад бывший полковник ФСБ Александр Литвиненко. Согласно данным медицинского обследования в организме пострадавшего в три раза превышены предельные нормы редкого металла таллия, сообщает lenta.ru.
Таллий поражает нервную систему, легкие, сердце, печень и почки. Симптомами отравления являются выпадение волос и расстройство желудка и кишечника. Смертельная доза составляет всего один грамм. Кроме того, при тяжелом отравлении у больных могут развиться полиневрит, психические расстройства и поражение зрения.
По словам друзей Литвиненко, он постарел лет на двадцать, и у него выпали все волосы. Врачи заявляют, что шансы Литвиненко на выживание составляют 50 %, а ближайшие три-четыре недели будут критическими.
У Литвиненко, по некоторым данным, наблюдается поражение костного мозга, который перестал вырабатывать достаточное количество лейкоцитов, чтобы поддерживать в порядке иммунную систему. В связи с этим пострадавшему может потребоваться пересадка костного мозга.
По словам друга Литвиненко, Алексея Гольдфарба, пострадавший не ел 18 дней и едва может говорить. Тем не менее, Литвиненко сумел дать несколько интервью, в том числе «Эху Москвы» и газете «Коммерсант», в которых обвинил в своем отравлении Кремль. Скотленд-Ярд уже возбудил уголовное дело по факту покушения на убийство. Литвиненко находится под постоянной охраной полиции.
Таллий, относящийся к сверхтоксичным тяжелым металлам, запрещен во многих странах даже как составляющая крысиного яда, поскольку он оказывает разрушительное воздействие на многие органы человеческого организма и центральную нервную систему. Однако симптомы отравления могут появиться не сразу: может пройти до двух недель с момента попадания яда в организм, прежде чем признаки станут очевидными. Литвиненко обратился в больницу лишь на прошлой неделе, после того как его состояние стало резко ухудшаться. Хотя до этого он страдал приступами рвоты и диареи.
По мнению журналистов, подобная практика выдает почерк ФСБ и ее предшественника — КГБ. Спецслужбы Восточного блока постоянно прибегали к арсеналу ядов, чтобы заставить кого-то замолчать, указывает немецкий еженедельник Spiegel. Журнал напоминает, что убитая 7 октября журналистка Анна Политковская попала в больницу со схожими симптомами отравления. «Тогда Политковская предположила, что ее таким образом устранили от освещения трагедии в Беслане», — пишет Spiegel.
Документальное подтверждение имеют случаи отравления ядами в 1978 и 1981 годах. В Лондоне болгарский диссидент Георгий Марков скончался после того как некто — совсем как в плохом фильме про шпионов — пронзил его ногу иглой, вмонтированной в наконечник зонта. Двумя годами позже агент «Штази» попытался ликвидировать семью Вольфганга Вельша, который помогал гражданам из Восточной Германии перебраться на Запад. Агент приготовил для них особый гамбургер: опасной для здоровья приправой к мясной котлетке оказался таллий.
За последние десять лет Великобритания пережила ряд дипломатических конфликтов с Россией, чаще всего они касались шпионажа. Однако источник, близкий к министерству иностранных дел Великобритании, выразил мнение, что случай с Литвиненко может привести к самому крупному дипломатическому столкновению с Москвой с момента прихода Путина к власти. «Речь идет не об обычном шпионском скандале, — считает источник The Times. — На этот раз мы имеем дело с попыткой убить иностранного гражданина за границей способом, который, как мы знаем, умело используют русские. Если мы получим твердые доказательства связи происшествия с Москвой, то они будут восприняты крайне серьезно. Подобные методы обычно используют террористы».