За два дня до ноябрьских выборов «Нью-Йорк таймс» напечатала репортаж о закатных днях предвыборной кампании Дональда Трампа, выдержанный в погребальных тонах. В тот момент почти все поставили на Трампе крест, и наша главная газета с наслаждением описывала агонию его кампании.
Среди прочего «Таймс» сообщила, что помощникам Трампа наконец удалось отобрать у него доступ к «Твиттеру», которым, как она писала, «он пользовался смачно — и часто себе во вред — для того, чтобы уничтожить своих соперников».
Эта новость произвела сенсацию, поскольку было известно, что Трамп не пользуется электронной почтой, но с «Твиттером» неразлучен и видит в нем свое главное оружие. Было также неясно, кто способен у него что-то отобрать. Но «Таймс» уверенно сообщила, что это сделала команда, ведавшая связями трамповского штаба с прессой, и тем «лишила его не подвергавшегося раньше фильтрации клапана для выпуска агрессии».
«Разумеется, — отмечала газета, — несколько дней хорошего поведения не могут загладить 16 месяцев сумасбродства, и его помощники признают, что их попытки выправить курс могут оказаться тщетными».
Попытки пригладить Трампа и сделать его более похожим на Митта Ромни действительно оказались тщетными. Поэтому Трамп победил. В отличие от всех нас он, очевидно, знал, что делает.
Весть о том, что у Трампа забрали его любимый микроблог, не прошла мимо тогдашнего президента США Барака Обамы, который ехидно заметил на предвыборном митинге Хиллари Клинтон во Флориде: «Как можно понять, штаб Трампа отобрал у него “Твиттер”. Последние пару дней они были так мало уверены в его способности к самоконтролю, что сказали: “Мы просто заберем у вас “Твиттер”. Если кто-то не может управиться с “Твиттером”, он не может управиться и с ядерной кнопкой!»
Помощники Трампа немедленно опровергли сообщение «Таймс». «Никто не может отобрать у него “Твиттер”! — заявил один из них, бывший москвич Борис Эпштейн, иммигрировавший в США в 1993 году. — Он сам себе хозяин».
Как писала за день до выборов газета USA Today, у трамповского окружения постоянно спрашивали, почему оно не лишит Трампа этого выхода в мир. «Я бы не сумела отнять “Твиттер” у взрослого человека», — заявила в ноябре глава предвыборного штаба Трампа Келлиэнн Конуэй.
8 ноября Трамп разгромил Клинтон в коллегии выборщиков, а 20 января вселился в Белый дом. Победа укрепила его веру в «Твиттер», позволяющий ему обращаться к миллионам людей через головы прессы, которая в массе своей настроена к нему резко враждебно.
Опрос, результаты которого были оглашены на минувшей неделе, показал, что если Трампу верят 49% американцев, то прессе — 39%.
Имея в районе 19 млн фолловеров, Трамп сам себе гигантское СМИ. Как писал 5 января Джозеф Бернстайн на сайте телеканала CNBC, «самой влиятельной публикацией в мире является на сегодняшний день аккаунт Дональда Трампа в “Твиттере”. За последние 6 недель он изменял биржевые котировки, проводил теневую внешнюю политику и переместил центр внимания мировой прессы. Лишь сегодня он уронил курс акций “Тойоты”».
«Он также потрясающе незащищен», — оговорился автор.
Специалисты встревожены этим обстоятельством, поскольку хакер, который хотя бы сиюминутно овладеет трамповским аккаунтом, сможет пустить по всему миру твит от имени президента США, способный изменить биржевую конъюнктуру или вызвать международный кризис.
В 2013 году со взломанного твиттер-аккаунта агентства Associated Press была послана утка о взрыве в Белом доме, вследствие чего курс Доу — Джонса упал на полторы сотни пунктов. За последний год были взломаны аккаунты Национальной футбольной лиги США, Марка Цукерберга, Кита Ричардса из «Роллинг стоунз», министра иностранных дел Бельгии и массы других не последних лиц. Некоторые взломы не требовали ресурсов государственного масштаба и были под силу подростку из Саудовской Аравии.
Не то чтобы трамповский аккаунт не взламывали в прошлом. Забравшийся в него в 2013 году проказник начал рассылать от его имени тексты песен исполнителя хип-хопа Лила Уэйна. Белый дом этот предмет не комментирует, но люди, которые отвечали за аккаунты Клинтон и Обамы в соцсетях, говорят, что у «Твиттера» нет каких-то особых средств защиты для политических деятелей. У него одна для всех двухфакторная проверка подлинности.
По идее, Трамп теперь должен посылать твиты со своего официального аккаунта @Potus, снабженного специальной защитой, за которую отвечает Агентство Белого дома по коммуникациям. Однако, по данным СМИ, Трамп по-прежнему рассылает часть твитов не с официального президентского адреса, а со своего старого «Андроида», который, как считали, он сменил в январе на выданный ему специальный айфон, оборудованный усиленной защитой и иными причиндалами.
«Вашингтон пост» не поленилась изучить этот вопрос и в четверг сообщила результаты своих изысканий. В числе прочего газета отметила, что Трамп заступился с официального адреса @Potus за свою старшую дочь Иванку, модные товары которой снял с продажи популярный универмаг Nordstrom. Газета также отметила, что Трампу этого делать не следовало. Она установила, что Трамп шлет твиты с официального адреса в рабочее время, которое кончается у него в 18:30, и потом переходит на свой «Андроид». По выражению «Вашингтон пост», в рабочие часы его твиты имеют менее «трампианский» стиль, чем в свободное время, когда президент, видимо, более раскован. В заключение газета не исключает, что к середине года и Трамп приобретет наконец трезвые, традиционно президентские черты и «оставит свой “Андроид” и свои трампианские твиты».
Неясно, впрочем, зачем Трампу отказываться от средств, которые столь хорошо ему до сих пор служили, особенно от «Твиттера». Его критики это понимают.
В конце декабря знаменитый телевизионный диктор Дэн Разер поместил в «Фейсбуке» призыв отобрать «Твиттер» у Трампа. Как писал Разер, «может ли кто-нибудь, к кому прислушивается Дональд Трамп, ради Б-га, отобрать у него телефон и сказать, что ему предстоят теперь большие дела, которые требуют связи с реальностью? Тренажера для президентов нет. Из простого гражданина вы превращаетесь в самого влиятельного человека на планете. И это не шутка!»
Отобрать у Трампа микроблог никто не в состоянии, хотя силовики рано или поздно заставят его всерьез защититься от хакеров и отложить верный «Андроид». С другой стороны, у самого «Твиттера» может появиться желание дать Трампу от ворот поворот за нарушение правил пользования микроблогом.
«Правила “Твиттера” относятся ко всем его аккаунтам», — сухо заявил его представитель, которого спросили: «А как насчет Трампа?»
Кто-то из недругов Трампа может купить и просто закрыть «Твиттер», хотя он оценивается в 15 млрд долларов и не всякому по карману. Но он по карману самому Трампу. У него таких денег нет, но он может купить «Твиттер» в рассрочку и тогда вообще с ним не расставаться. С другой стороны, в мире немало людей богаче Трампа, и кто-то из них может захотеть избавиться от его твитового потока. Тогда Трамп может обосноваться в «Фейсбуке».